Роль самостоятельной работы учащихся по изучению новых понятий
Упражнение для самостоятельного изучения подбираются таким образом, чтобы по мере выполнения заданий они переходили от общих случаев к частным, таким образом, показывая учащимся схожесть и различия разных случаев.
Рассмотрим подробнее пункт б). В работе отсутствует объяснительный текст, она начинается системой упражнений. Упражнения подбираются так, чтобы в процессе их выполнения учащиеся подмечали новое правило, свойство, усматривали необходимость введения нового понятия.
Для примера, разберем работу, которую можно провести в V классе при введении понятия "Сложение и вычитание дробных чисел".
1. Рассмотрите рисунки, выполните сложение:
а)
3 + =
б)
1 + 2
=
2. Выполните сложение: а) 5 + ; б) 6 +
; в) 2
+ 4
.
3. Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:
4 -
=
а) 4 + (-
); б) 4
-
; в) 91
-
; г) 100
- 10
.
4. В бочке было 7ведра воды. Из нее отлили
ведра воды. Сколько воды осталось в бочке?
5. Решите уравнения: а) х - = 1; б) у +
= 7
.
Если ученик не может приступить к выполнению задания, то учитель дает дополнительные разъяснения.
Метод самостоятельного изучения учащимися новых понятий во многом помогает изучению и новых жизненных ситуаций. В сочетании с другими приведенными в главе методами он позволяет углубить понимание нового материала и повысить познавательную активность учащихся не только к отдельной теме, но и к изучению самого предмета математики.