Выявление способностей к самосознанию у детей дошкольного возраста
Основным факторам, влияющим на становление активности, развития самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с взрослыми. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности когда:
-выражает свое отношение к окружающему оценочный подход;
-организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;
-представляет образцы деятельности и тем самым даст ребенку критерии правильности ее выполнения;
-организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.
Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на становление самооценки ребенка.
Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий, представление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов использования предметов развивают активность в сфере манипуляцией с предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрения были эффективнее, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образом действий.
Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении ребенка – невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в своих неудачах, которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослыми». Непослушание и строптивость вызываются не только невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Прилежный ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.
Недооценивание взрослыми деятельности ребенка приводит к нетипичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность.
Ребенку нужно дать возможность обязательно реализовать свое намерение, даже если он чуть позже ляжет спать или опоздает на прогулку. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные произвольные предметные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирование пассивности у ребенка. Поддержка проявлений самостоятельности – вот что ждет ребенок от взрослого. Критериями подлинной самостоятельности выступают инициатива и элементарное планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не любой, а задуманный результат. Поэтому взрослый должен помочь ребенку активизировать интерес и предметам, корректировать замысел, помочь его осуществить, выработать уверенность в случае неудач.
Подчеркнем, что ребенок ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.
Спектр оценочных воздействий взрослого на дошкольника расширяется, поскольку деятельность ребенка становится более разнообразной, возрастают физические и психические возможности. Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформирована, какова ее форма, содержание.