Культура педагогического взаимодействия как фактор совершенствования образовательного процесса в вузе

Актуальность исследования. В современных условиях образование человека все более осознается как сложный культурно обусловленный процесс, в котором системообразующей деятельностью выступает личностно-ориентированная образовательная деятельность. При этом система образования призвана обеспечить условия для личностного становления, культурного развития студентов. Высшее учебное заведение как элемент системы образования также ориентировано на выполнение данной задачи.

Эффективность культурного становления личности в период обучения в вузе непосредственно зависит от педагогической идеологии, системы ценностей, на основе которых строится образовательный процесс. Современная философия образования в качестве эффективной стратегии построения образовательного процесса определяет его ориентацию на человека, отказ от методов прямого воздействия в пользу взаимодействия и сотрудничества всех участников данного процесса (Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, О.Г.Прикот и др.).

Проблема педагогического взаимодействия привлекает внимание многих исследователей. В научной литературе оно рассматривается в русле деятельностного (Б.П.Битинас, А.Н.Леонтьев, М.И.Смирнов и др.) и личностного (Ю.К.Бабанский, Я.Л.Коломинский, Н.Ф.Родионова и др.) подходов, а также – как феномен, возникающий в педагогическом процессе при осуществлении учебно-воспитательных задач (И.Я.Лернер). При этом исследователи указывают, что педагогическое взаимодействие предполагает как обмен информацией (педагогическую коммуникацию), так и обмен действиями.

Внимание к проблеме педагогического взаимодействия особенно обострилось вследствие парадигмальных изменений в педагогике второй половины ХХ века в связи с утверждающейся в образовании гуманитарной парадигмой и вытекающей из нее психологической парадигмой субъектности (В.А. Петровский). Теоретическую основу для поиска и разработки новых ракурсов в понимании соотношения характера педагогического взаимодействия и качества образовательного процесса составляют положения культурологического подхода в образовании, подтвержденные фактами опытно-экспериментальных педагогических исследований, о том, что мера и глубина культурного развития личности в вузе в значительной степени зависят от качества педагогического взаимодействия преподавателя и студентов; в частности, от культуры данного взаимодействия (Е.В.Бондаревская, И.А.Зимняя, Г.Л.Ильин, В.А.Сластенин и др.).

Таким образом, актуальность исследования культуры педагогического взаимодействия как фактора совершенствования образовательного процесса в вузе мы рассматриваем в связи с усилением тенденции ко все более определенной ориентации на «собственно человека» (Д.И.Фельдштейн) в теории и практике образования.

Современные представления о сущности образования как восхождения личности к культуре, закономерно диктуют определенные требования к педагогическому взаимодействию в вузе – оно должно соответствовать определению «культурное», открывая новые пути совершенствования образовательного процесса.

Признавая педагогическое взаимодействие явлением культуры, проявляющимся в образовательном процессе вуза, мы основываемся на сущностных характеристиках культуры, содержащихся в научных трудах представителей разных наук, где культура рассматривается как продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей, а также - человеческая способность развивать культуру через общение, коммуникацию, разнообразные формы взаимодействия и контактов (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В.Сериков, С.Л.Рубинштейн, В.А.Ясвин и др.).

О научном интересе к разным аспектам педагогического взаимодействия свидетельствует тот факт, что в последние годы предпринимались исследования в области изучения педагогического взаимодействия как многозначного педагогического фактора. В частности, педагогическое взаимодействие изучалось: как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя (Е.Л. Федотова, 1998 г.); как фактор формирования ценностных ориентаций подростков в аспекте речевого взаимодействия (Е.В.Чижикова, 2004 г.); как фактор повышения качества подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении (М.А. Измайлова, 2005 г.); как фактор фасилитации психофизической нагрузки на детей в реабилитационном центре (М.Н. Смирнова, 2008 г.); как фактор формирования профессиональной компетентности специалистов в контексте ценностного подхода (Д.Ф. Барсукова, 2008 г.).

Изучение научных источников по вопросам сущности, характера и особенностей педагогического взаимодействия, а также – анализ практики педагогического взаимодействия в вузе позволяют констатировать, что проблема культуры педагогического взаимодействия как фактора совершенствования образовательного процесса в вузе не получила исчерпывающей разработки в педагогической науке. Это, в свою очередь, обусловило наличие существенного противоречия, до настоящего времени не разрешенного в практике работы вуза: - между культурной ориентацией образовательного процесса вуза и недостаточной ее проработанностью в конкретных моделях педагогического взаимодействия; - между объективной практической потребностью в совершенствовании образовательного процесса вуза на основе развития культуры педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза и недостаточной разработанностью педагогических условий осуществления данного взаимодействия.

Необходимость разрешения данных противоречий определяет проблему исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос: каковы научно-практические основы осуществления культуры педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза?

Цель исследования: выявить научно-практические основы осуществления культуры педагогического взаимодействия и реализовать их в образовательном процессе вуза.

Объект исследования: педагогическое взаимодействие в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования: научно-практические основы осуществления культуры педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования: осуществление культуры педагогического взаимодействия как фактора совершенствования образовательного процесса вуза возможно, если: - выявлены сущность и содержание культуры педагогического взаимодействия в вузе; - разработана структурно-функциональная модель осуществления культуры педагогического взаимодействия; - определены концептуальные положения совершенствования образовательного процесса в вузе на основе развития культуры педагогического взаимодействия; - разработаны содержательные и технологические основания осуществления культуры педагогического взаимодействия.

Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность культуры педагогического взаимодействия в вузе.

2. Разработать структурно-функциональную модель культуры педагогического взаимодействия и апробировать ее в образовательном процессе вуза.

3. Выявить педагогические закономерности влияния культуры педагогического взаимодействия на совершенствование образовательного процесса в вузе.

4. Разработать содержание культуры педагогического взаимодействия и технологию ее осуществления в вузе.

5. Выявить педагогические условия развития культуры педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза.

Методологические основы исследования: единство системного и культурологического подходов, раскрывающих культуросозидательную сущность образовательного процесса в вузе с опорой на принципы гуманизма аксиологии, антропологии; положения философии образования, раскрывающие методологические основы педагогики и образования; общепедагогические положения о целостности педагогических систем и информационно-коммуникативной сущности образовательного процесса; теоретико-методологические и практические аспекты педагогического проектирования.

Теоретической основой исследования послужили: культурологическая концепция образования (Н.Б.Крылова, Е.Г.Осовский, В.С.Швырев и др.); положения гуманистической психологии и педагогики о гуманизации образовательного процесса (А.Н. Леонтьев, В.Г. Маралов, А. Маслоу, К.Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ситаров и др.); аксиологическая концепция воспитания (И.Б. Котова, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов); педагогическая концепция социализации личности в учебно-воспитательном процессе (Л.И. Шилова); аксиологические положения о ценности каждого человека и важности человеческих отношений в педагогическом процессе (В.С. Грехнев, И.С. Кон, В.В. Столин); положения технологического подхода в учебно-воспитательном процессе (Г.К. Селевко,. Н.Е. Щуркова); положения теории информации и информатизации образования (В.Г.Абдеев, С.И.Архангельский, В.Г.Афанасьев, В.В.Васильев, В.М.Вергасов, А.Д.Урсул и др.); концепции личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская); положения средового подхода в образовании (Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин)..

Методы исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: аналитико-синтетическое рассмотрение научных публикаций; логические методы анализа понятий (интерпретация, сопоставление, операциональное определение, конкретизация, обобщение, анализ, синтез; метод аналогий, моделирование); педагогический естественный эксперимент; наблюдение, анализ деятельности студентов анкетирование, беседа; количественная и качественная обработка фактических данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова», Нижегородский филиал Института бизнеса и политики.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2009 г.г. и включало три основных этапа. Первый этап (2006 - 2007 г.г.) был посвящен изучению степени разработанности проблемы на основе анализа научных источников; осуществлялось обобщение и определение методологических и научно-педагогических оснований исследования; определялись методы исследования; были выполнены констатирующие срезы по выявлению характера педагогического взаимодействия в вузе. Второй этап (2007 - 2009 г.г.) включал уточнение концептуальных основ совершенствования образовательного процесса в вузе: разработку, опытно-экспериментальную проверку и внедрение в образовательную практику вуза структурно-функциональной модели культуры педагогического взаимодействия. На третьем этапе (2009 г.) осуществлялась обработка полученных данных, формулирование окончательных выводов по результатам исследования, оформление рукописи диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования состоит в следующем: - выявлены и описаны в рамках предметности педагогики сущностные характеристики культуры педагогического взаимодействия как феномена образовательного процесса, проявляющего себя на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; - определены концептуальные положения совершенствования образовательного процесса вуза в результате осуществления и развития культуры педагогического взаимодействия, суть которых состоит в обосновании преобразования данного процесса на основе реализации идей: целостности культурно-образовательного пространства вуза, основанной на совокупности общезначимых социально-культурных ценностей; гуманитаризации информационного обмена в образовании, основанной на ее субъектной интерпретации; социокультурной преемственности опыта взаимодействия;
- создана структурно-функциональная модель культуры педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза; - выявлены и научно обоснованы педагогические условия осуществления культуры педагогического взаимодействия как содержательно-технологический комплекс, содействующий социально-культурному развитию студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: выявлены педагогические закономерности совершенствования образовательного процесса в вузе на основе осуществления культуры педагогического взаимодействия; уточнены характеристики понятия «культура педагогического взаимодействия»; сформулированы принципы педагогического взаимодействия.

Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику работы вуза структурно-функциональной модели культуры педагогического взаимодействия и педагогических условий ее развития; в разработке целостной системы психолого-педагогического сопровождения педагогического взаимодействия, способствующего культурному развитию студентов вуза; предложены методические рекомендации по осуществлению культуры педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось: в ходе опытно-экспериментальной работы на экспериментальных базах; посредством выступлений на заседаниях кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова; посредством выступлений на научных конференциях; путем опубликования материалов диссертации в виде научных статей и тезисов докладов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные научные подходы и концепции в образовании; сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, количественной и качественной обработкой полученных фактических материалов.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Характеристика культуры педагогического взаимодействия как феномена образовательного процесса в вузе, значимость которого определяется на следующих основных уровнях:
а) методологическом: интегрируя совокупность знаний о сущности образования, основаниях и механизмах личностного развития культура педагогического взаимодействия определяет приоритет социально-культурного развития студентов как центральную задачу и главный регулятив совершенствования образовательного процесса;
б) теоретическом: как синтез теоретических положений, раскрывающих внутренние закономерности социально-культурного развития студентов в процессе образовательной коммуникации и внешние (педагогические) условия, содействующие этому, имеющий своим следствием концептуальное обоснование совершенствования образовательного процесса на основе продуктивных педагогических идей; в) практическом: как совокупность педагогических условий, разработанных до уровня их применения в вузе, представляющих собой комплекс, включающий содержательную и технологическую составляющие.

2. Структурно-функциональная модель осуществления культуры педагогического взаимодействия, которая основана на диалогической развивающей стратегии организации и осуществления образовательного процесса и ориентирует его на ценностный взаимообмен и взаимообогащение в сфере образовательной коммуникации и общения.

3. Педагогические условия осуществления культуры педагогического взаимодействия как содержательно-технологический комплекс, где: а) содержание представлено тремя основными компонентами: информационной культурой, коммуникативной культурой и интерактивной культурой (или культурой педагогического влияния на личность); б) технология представлена организованной деятельностью по реализации правил педагогического взаимодействия с помощью технологических приемов, реализуемых на основе принципов гуманистической педагогики.

Структура диссертации включает: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.