Инновационная педагогическая деятельность
В условиях реформирования образования в стране инновационный процесс приобрел массовый характер.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики.
Фонд МИК - место, где рождаются стартапы, проекты и раскрываются таланты, сайт i.moscowИнновационная педагогическая деятельность может осуществляться как в рамках традиционной массовой школы, так и в учреждениях нового вида - гимназиях, лицеях.
Ведущей формой инновационной деятельности выступает опытно-эспериментальная работа.
Нельзя забывать, что существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности. Целеобразование осуществляется только с опорой на диагностику личностного развития ребенка.
Другой особенностью инновационной педагогической деятельности является при наличии доминирующего, выражающего ценностные ориентации как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Причем внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) являются более значимыми.
Рассмотрение инновационной педагогической деятельности с выше обозначенных позиций требует обращения к вопросу о готовности учителя к данному виду деятельности.
Такими характеристиками, по мнению ряда исследователей, могут быть:
потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения;
способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества;
умение свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности.
При этом необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную деятельность обусловлен рядом противоречий:
- между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;
- между индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью групповых форм организации обучения;
- между трудностями освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач, стоящих как перед школой, так и перед отдельными педагогами;
- между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребенка.
Готовность к реализации инновационной деятельности может быть сформирована только в контексте целостности ее основных структурных компонентов - мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного. Данная проблема требует решения двуединой задачи - формирования у педагога готовности к восприятию нового и развития умений действовать по-новому.
Инновационная деятельность во многом обусловлена неповторимостью личности учителя и ученика, особенностями класса, школы и т.д.
Задача руководителя, учителя в данных условиях состоит в использовании современных психолого-педагогических знаний для разработки собственной траектории образовательной деятельности. Решению этой задачи будет способствовать изменение в подходе педагога к содержанию образования.
Опираясь на идеи, высказанные В.А. Сластениным, укажу критерии готовности педагога к инновационной деятельности.
Это:
- осознание необходимости инновационной деятельности;
- готовность к творчеству;
- уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат;
- согласованность личных целей с инновационной деятельностью;
- готовность к преодолению творческих неудач;
- технологическая готовность;
- позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;
- способность к профессиональной рефлексии.
Итак, основой модернизации образования является инновационная деятельность. Исходя из положения, что современная школа - это развивающаяся школа, в которой педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь, существуют основные требования к осуществлению педагогически целесообразных перемен, а именно:
- любые крупные преобразования в школе необходимо заранее подготавливать, создавая в коллективе определенный психологический настрой, способствующий формированию чувства необходимости и безотлагательности перемен; (скоро построится новая школа и нам необходимо задуматься над этим)
- преобразования должны быть основаны на детальном плане и расчете, который обязательно приведет к успеху. Если уверенности в успехе нет, «реформы» лучше не проводить;
- надо всегда помнить, что процесс перемен в школе - это процесс перемен в учителе, в его взглядах, методах, подходах к решению организационных проблем и т.д. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер.
Итак, прежде чем приступить к созданию инновационных учебных программм, надо начать целенаправленную систематическую работу по освоению в педагогических коллективах новых технологий обучения и воспитания, по использованию опыта педагогов-экспериментаторов.
Надо сказать, что становление и развитие инновационных процессов напрямую связано с новым, более качественным уровнем деятельности как педагогов-воспитателей, так и руководителей школы, с повышением уровня их технологичности, владения педагогической техникой.
Эффективность развития педагогического коллектива зависит от того, насколько будет обеспечено:
грамотное руководство этим процессом, включающее установку учителей на инновационную технологию;
анализ имевшихся технологических ресурсов;
умение проектировать;
организацию и анализ деятельности коллектива;
уме¬ние осваивать опыт коллег через рефлексию и выражать его в технологичной форме, умение перестраивать уже освоенные технологии.
Учителя нашей школы активно внедряют в практику различные системы развивающего обучения: технологии КСО, моделирования, проектирования, деятельностного подхода, интерактивного обучения и т. д.
По моему мнению, именно в начальной школе требуется разбудить мысль каждого малыша. Развивающее обучение как раз и направлено на то, чтобы обучать детей думать, размышлять. Оно помогает решать задачи, волнующие сегодня учителей: как учить детей без двоек и принуждения; как развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске; как сделать учение радостным. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумался над ней.
С целью создания действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста, их интеллекта и творческого начала ведущими методистами страны разработано множество учебников по развивающему обучению. По этим учебникам первоначально учились дети хорошо подготовленных гимназических классов, поскольку обучение там ведется на высоком уровне трудности. Но так как основная масса детей посещает общеобразовательные школы, а не гимназии, закономерно встал вопрос о возможности внедрения развивающего обучения в массовую школу, в частности в сельской местности.
В процессе разрешения этой проблемы многие коллективы начальной школы отдали свое предпочтение учебникам Образовательной системы «Школа 2100»: по методическому аппарату они более доступны, содержат много познавательного и интересного материа¬ла. А главное, в этой системе глубоко продумана преемственность, т.е. непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад - начальная школа — среднее и старшее звено школы).
Данная система, показывает преимущество учебников перед традиционными и особенности их применения в практической деятельности. Имеется положительный эффект методического подхода данной системы, что позволяет сделать процесс обучения более демократичным, более точно ориентированным на разных учащихся с разными мотивами и интересами, разными уровнями общих и специализированных способностей.
Это личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы (охватывающее дошкольную подготовку, начальную школу, основ¬ную и старшую школы); Образовательная система «Школа 2100» включает в себя
четыре неразрывные составляющие:
а) методолого-теоретическую базу;
б) учебники, пособия и методические разработки, написанные в едином методическом, дидактическом и психологическом пространствах;
в) систему их апробации и мониторинга обученности учеников;
г) многоуровневую систему переподготовки педагогических кадров;
4) система рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности;
5) именно в этой системе впервые предложены такие предметы, как информатика и риторика;
6) учебники реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса;
7) благодаря продуманной организации материала в учебниках и методике удается реализовать принцип комфортности в обучении: при соблюдении рекомендуемых технологий учиться по этой системе легко, а значит, к минимуму сведено переутомление детей.
Что же дает Образовательная система «Школа 2100» для каждого из нас?
Для ученика:
хорошие современные учебники, по которым интересно и приятно заниматься;
продуманную систему работы по этим учебникам;
отсутствие перегрузки;
человечную атмосферу на уроке;
развитие интеллекта и личности;
введение необходимых, но обычно отсутствующих в учебных планах предметов (информатика, риторика).
Для учителя:
ответы на сомнения и вопросы, которые возникают в процессе работы, - потому что те же сомнения и вопросы возникали и возникают у нас самих, методистов и авторов учебников;
продуманную систему повышения квалификации;
полное методическое обеспечение всех учебников (что экономит время учителя), системное единство всех учебников и программ в рамках одного класса и в последующих классах.
Для администрации школы:
продуманную систему образовательной среды школы;
обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) учебниками всех классов начальной ступени и 5-8-х классов средней школы (с перспективой полного обеспечения всей основной, а затем и профильной старшей школы);
возможность реализовать опыт, идеи и способности авторов учебников системы «Школа 2100» на пользу детям и учителям.
Заставить человека работать по-новому, освоить, а тем паче создать новую технологию обучения и воспитания невозможно. Для перевода педагогического коллектива на новые технологии обучения и воспитания необходимо реконструировать функции внутришкольного управления. Другими словами, общеобразовательная школа только тогда превратится в школу развития, когда внутришкольное управление будет сфокусировано на решении, в первую очередь, вопросов качества преподавания, знаний учащихся, их развития и воспитанности, когда деятельность каждого члена педагогического коллектива будет связана с постоянным и осознанным совершенствованием своего педагогического мастерства, когда решение всех проблем школьной жизни будет осуществляться через «ракурс качества».
Школа профильная должна быть максимально развивающей и развивающейся и осуществлять образовательный процесс на уровне ближайшего развития не только школьника, но и учителя и педагогического коллектива и системы школы в целом, а это значит, в школе должна быть инновационная система. Я предлагаю введение в нашу инновационную деятельность систему «Школа 2100».