Орфовская педагогика в технологии коррекционного обучения
Обращение к ребенку как к личности невозможно без учета совокупности психического и физического в человеке. Для гармоничного развития ребенка, необходимо создавать вокруг него пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. Средством, способным решить данную задачу является искусство.
В последние годы отмечен возросший интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
В нашем детском саду компенсирующего вида проходят курс коррекционного обучения и воспитания дети с тяжелыми нарушениями, такими, как: общее недоразвитие речи (ОНР) разного уровня, дизартрия, алалия, заикание. Тяжёлые дефекты речи дошкольников сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицит внимания и памяти и др.). Ежегодно списочный состав детей, получающих компенсаторное лечение, обновляется на 40-50%. Дети с особыми проблемами развития, попадая в новый детский коллектив сверстников, плохо идут на контакт друг с другом и с взрослыми, замкнуты, не эмоциональны, амимичны, с быстро истощаемой нервной системой. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от выбора педагогом здоровьесберегающих технологий и методик. В связи с этим, в своей работе по музыкального воспитанию и коррекции речевых нарушений ребенка, ставка делается на арттерапию, где приоритетной формой воздействия мною избрано элементарное музицирование, как обязательный компонент музыкально – коррекционных занятий.
Музыкальные инструменты ООО творческой музыкально – производственной фирмы «Орфей», созданы специально для детского музицирования, обладают поразительным качеством. Детей привлекает не только завораживающая и чарующая красота звучания и вид орфовских инструментов (натуральное дерево, высокая технология изготовления), но и тот факт, что они сами могут извлекать красивые звуки: яркие и тусклые, прозрачные и бархатные, сияющие и колючие. Орфовские инструменты позволяют принимать участие в музицировании всем детям, независимо от уровня их способностей. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Элементарное музицирование с орфовскими инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности началась с путешествия-игры на «Остров музыкальных сокровищ».
Первое прикосновение к инструментам вызвало неиссякаемый интерес детей, желание играть, спонтанные творческие порывы. В едином ритме забилось сердце педагога и ребенка, от сердца к сердцу зазвучали ритмы и звуки, рождая музыку. Растормаживающий и побуждающий эффект от использования этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тот час же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. Активное музицирование с инструментами многопланово. Оно позволяет решать следующие задачи при реализации коррекционно-образовательного процесса: развивать чувство ритма и слуховое внимание; развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый и динамический слух; развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы, темпа и ритма речи, интонационно-речевой и ладовый слух.
В основу обучения детей навыкам элементарного музицирования положены два метода: метод активизации творческих проявлений ребенка (принцип развития детей); метод моделирования элементов музыкального языка (способ обучения детей).
Элементарное музицирование с использованием инструментов детского оркестра К. Орфа развивает коммуникативные навыки детей в процессе коллективного взаимодействия (игра в парах, поочередно, в оркестре), совершенствует психические функции (память, восприятие, внимание и т.д.), эмоционально-волевую и моторную сферы, коммуникативный опыт, развивает опорно-двигательную и дыхательную системы. Таким образом, представленная сфера деятельности помогает ребенку-дошкольнику накопить коммуникативный, личностный, социальный опыт, совершенствуя деятельность органов чувств.
Слово «элементарное» не имеет в данном случае никакого негативно-оценочного смысла. Элементарное – значит состоящее из первичных, коренных элементов музыкального языка: ритма, тембра, мелодии, которая, становясь музыкой, имеет свое высокое педагогическое предназначение и служит средством первоначального музыкального воспитания дошкольников.
Термин «элементарное музицирование» в мировой музыкальной практике тесно связан с именем немецкого композитора Карла Орфа. Задуманное им полвека назад обучение детей музыке в импровизационном музицировании («обучение в действии»), в совместном музыкальном творчестве «взрослый-ребенок», в современной педагогике называется «личностно-ориентированным обучением». Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци). Творчество нормализует психоэмоциональный тонус, играет решающую роль в становлении индивидуальности, формировании адекватной самооценки ребенка, расширяет границы его развития.
Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:
- система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;
- «элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями;
- создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов.
Главное и самое важное на занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Здесь в них верят, любят и поддерживают.
При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально- коррекционную деятельность, отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Орфовская педагогика полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка («Учимся, делая и творя») и включает в себя следующие элементы: речевые упражнения, музыкально-двигательные упражнения, игры с инструментами Карла Орфа, элементарный музыкальный театр.
1. Речевые упражнения. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
2. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения: хлопки, щелчки, шлепки, притопы («звучащие жесты»), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.
3. Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
4. Элементарный музыкальный театр как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности - игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей.
Пошаговая дидактика элементарного музицирования с детьми строится на принципе «учимся, делая, творя»; формула работы - «обучение в действии»; средство – «слово-музыка-движение» и условно состоит из шести ступеней:
«Музыка во мне»: поиграй, как хочешь, сыграй свою музыку на инструменте.
«Шумовой аккомпанемент»: элементарная импровизация природных звуков.
«Первые ритмы»: от звучащих жестов к инструментальному музицированию, воспроизведение двигательных образов.
«Ритмизированные цепочки»: озвучивание ритмизированных стихов, исполнение ритмического пульса на инструментах.
«Театр песни»: звуковая «оживка» и музицирование аккомпанемента песен; импровизированная театрализация песен.
«Надежды маленький оркестрик» - простейшие аранжировки музыкальных пьес в сотворчестве с музыкальным руководителем.
«Музыкальное общение» при музицировании в оркестре дает возможность продемонстрировать полное равноправие педагога и ребенка, когда в игре педагог становится рядовым ее участником. Дети идут навстречу совершенно новому для них типу общения и за это щедро одаривают педагога своим доверием. Групповая и индивидуальная работа с детьми по элементарному музицированию выстраивается мною так, чтобы дети активно общались друг с другом, взаимодействовали с инструментами – это рождает коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения.
Инструментальное музицирование дарит ребенку ожидание чуда, сюрприза, положительные эмоции и радостное ощущение игры. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно другому пути. Неделимая триада: «Детство – Игра – Обучение» делают музыкально – коррекционные занятия интересными для детей и методически продуктивными.
Мое устойчивое желание отыскать рецепт, встретилось с уникальной способностью игры увлекать, заманивать в свой мир любого средствами элементарного музицирования. Использование орфовской педагогики позволяет сделать коррекционно – развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи не только эффективной, но и эффектной: так как это театр песни, музыки, движения.