Воспитание и образование в Спарте и России
В истории народа каждый ее период имеет характерные черты, которые делают его неповторимым и особенным. Историчны и специфичны не только события, влияющие на общество в целом, но также и события обыденной, семейной жизни.
Семья — самая важная, самая значимая единица общества, в которой пример родителей, их взгляды на мир, активность самого ребенка служили школой жизни для маленького человека.
Воспитание и обучение у древних восточных славян. С древнейших времен на территории Поднепровья жили племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством (скифы, сарматы). Археологические раскопки свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры у этих племен, о тесной связи племен, как населявших Поднепровье, так и живших на западе и востоке от него, от Карпат до Дона.
Византийские источники, характеризуя антов, отмечают, что эта был трудолюбивый, талантливый и смелый народ, умевший отстаивать от врагов свои поселения и земли. Отдельные анты занимали выдающиеся военные посты в Византийской империи. Уже в этот ранний период завязались, а впоследствии окрепли политические, хозяйственные и культурные связи наших далеких предков — антов с Византией и Востоком.
Семья, бывшая хозяйственной и в то же время воспитательной ячейкой, была построена на строгих патриархальных началах. Глава семьи вал указания членам семьи, которые обязаны были выполнять «урок» . е. то, что назначено для работы в определенный отрезок времени), процессе труда под руководством старших дети приучались к тому или другому виду хозяйственной деятельности.
На былинах киевского периода, которые пелись и поются на севере! нашей Родины, в Сибири, в волжском понизовье и на Дону, воспитывались многие тысячи детей на протяжении столетий. Русский народ создал уже в то время много колыбельных песен. Как в этих песнях, так и в пословицах и поговорках были выражены меткие народные наблюдения, замечательная народная мудрость.
Наряду со школами существовало индивидуальное обучение, для чего дети посылались к одному из учителей, сделавших обучение детей источником своего заработка, или же овладевали грамотой и в некоторых семьях (например, князей, знатных дружинников) и другими знаниями в порядке домашнего обучения. Детей начинали учить с 7-летнего возраста.
В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «в Лакедемоне .
Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю.
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращеннию с оружием .
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.