Методика изучения и использования во внеклассной работе истории населённых пунктов Белгородской области
Актуальность.
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории – одна из составных частей деятельности преподавателя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории.
Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
Объектом нашего исследования является внеклассная работа эпизодического характера по истории края.
Предметом является процесс развития деятельности во внеклассной работе краеведческого характера.
Цель исследования: выявить методические основы изучения данного материала в школьном курсе истории Отечества.
Задачи:
1. Рассмотреть использование краеведческого материала во внеклассной работе.
2. Исследовать формы внеклассной работы.
3. Остановиться на экскурсии, как форме внеклассной работы эпизодического характера.
4. Разработать методический вариант экскурсии.
Методы исследования.
При написании нашей работы мы опирались на принцип исторической объективности и системного подхода. В работе были использованы логический, проблемно-исторический методы, метод анализа и синтеза.
При написании работы были использованы следующие пособия. Книга «Методика историко-краеведческой работы в школе», составленная Н.С. Борисовым, освещает источники изучения истории края, а также основные методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе.
В пособии А.Ф. Родина «Массовые формы внеклассной работы по истории» автор поставил задачу – раскрыть содержание и методы важнейших видов массовой внеклассной работы по истории. Автор использует не только свой личный опыт и наблюдения, но и обращается к лучшему опыту учителей Москвы, Краснодара, Воронежа и др.
Пособие А.Ф. Родина и Ю.Е. Соколовского «Экскурсионная работа по истории» обобщает опыт экскурсионной работы по истории передовых учителей истории по организации и проведению экскурсий с учащимися.
«Внеклассная работа по истории» под ред. С.С. Коваленко и Э.К. Шнекендорфа освещает опыт работы по истории, особенно историко-краеведческого характера, проводимой как в городских, так и в сельских школах. Большое внимание уделяется деятельности школьных краеведческих музеев.
В работе были использованы также журналы «Преподавание истории в школе», «Народное образование».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
- Использование краеведческого материала во внеклассной работе
- Историко-краеведческий кружок
- Школьный краеведческий музей
- Историко-краеведческий вечер
- Экскурсия, как форма внеклассной работы эпизодического характера
- Методический вариант экскурсии к памятнику Великой Отечественной войны «Прохоровское поле».
- Заключение