Оценку высшим школам теперь будут ставить их "ассоциированные" коллеги
Примерно треть студентов РФ учится на экономических специальностях. А еще пять лет назад из 600 государственных вузов 550–570 готовили экономистов или менеджеров. Сейчас чуть меньше. С одной стороны, разговоры о переизбытке менеджеров и экономистов идут не первый год. С другой стороны, потребность в высококвалифицированных специалистах не только не отпала, но и возросла. Все дело в качестве существующего экономического образования.
Справиться с проблемой одно Минобразнауки РФ уже не в состоянии. Провести санацию вузов по данному профилю чиновники призвали саму высшую школу. В Москве на прошлой неделе прошла первая учредительная конференция Ассоциации ведущих вузов РФ в области экономики и менеджмента (АВРЭМ).
В члены ассоциации вошли: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Российская экономическая школа, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Высшая школа экономики (НИУ ГУ), Финансовый университет при правительстве РФ, Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, Уральский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Российский университет дружбы народов, Российский государственный гуманитарный университет и др. Всего 18 вузов.
Справедливости ради стоит заметить, что даже из них не все равноценны по уровню даваемого образования. Вдобавок, как говорилось на учредительной конференции, у многих сегодня разные представления о том, чему нужно учить. Маленькая деталь: ныне имеется 430 стандартов экономического образования. «Многовато, – уверен замминистра образования Александр Климов, – должно быть укрупнение специальностей. Нам нужно идти в этом направлении».
Вступление в члены ассоциации носит добровольный характер. И в сегодняшнем своем составе представляет те вузы, которые успели ответить согласием на приглашение. «А в общем, – охарактеризовал ситуацию в экономическом образовании министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, – есть отдельные ученые, но нет экономической науки». Количество халтуры, по словам министра, здесь просто зашкаливает. И имеет место «массовая имитация научной деятельности в этой сфере». Выход министерство видит в «массовой переподготовке преподавателей и замене тех, кто миру науки не принадлежит».
После столь громких слов министр Ливанов в присущей ему манере быстро сбивать отрицательный градус выступления сразу же отрекся от решительных действий. «Все вышесказанное не означает, что нужно кого-то закрывать», – сбавил пафос министр. После чего осталось неясным, а как можно провести «санацию», не уничтожая балласт. Осуществить замену плохих преподавателей на хороших для трети всех студентов РФ – это, извините, уже сверхзадача.
Кстати, совсем недавно в Высшей школе экономики выступал признанный и авторитетный ученый, член консультационного совета Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Майкл Барбер. Характеризуя реформы в России, он заметил, что в РФ, даже если четко знают, куда идти, все равно не знают, как этого добиться, у нас чаще всего «нет рекомендаций о путях реализации и методах внедрения». Поэтому дальше разговоров, делает вывод ученый, ничего и не идет.
Впрочем, не будем много злословить и посмотрим, что предлагает ассоциация. Первое, что она намерена сделать, это провести «мониторинг качества и совершенствование стандартов образовательных программ в сфере социально-экономических наук и управления, которые сейчас вызывают сомнения». Большинство образовательных программ возникли в 90-е годы и изжили себя. Следующий шаг – уход от инбридинга (это когда вузы при подборе кадров замыкаются на самих себе) и переход к межвузовскому рынку специалистов. Затем идет работа внутри вуза – улучшение качества исследований, обучение лучшим мировым практикам и технологиям, работа с учебниками. А дальше – контроль. Контроль члены ассоциации предполагают сделать взаимным, они будут перепроверять друг друга.
После заседания обозреватель «НГ» взяла комментарий у главы новорожденной Ассоциации ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего. «Вот уже два года существует подобная Ассоциация юристов, за все это время ее деятельность осталась незамеченной для потребителя. Перепроизводство юристов не прекратилось, качества как не было, так и нет. И проблемы все те же, не так ли?» – прозвучал вопрос.
«Не совсем так, – ответил «НГ» Виктор Садовничий. – Так получилось, что я представляю МГУ в Ассоциации юристов России. Эта ассоциация выбрала очень правильный вектор – она осуществляет жесткий контроль тех документов, которые вузы утверждают, и даже начала общественную аккредитацию вузов. Как бы скептически сегодня ни был кто-то настроен, нам надо формировать эту культуру научной жизни. Что бы там ни делали вузы, все равно коллеги по цеху знают, кто и чего из них достоин. Ассоциация юристов уже выдала несколько аккредитационных документов вузам. Они уже делят вузы на блоки, уровни. Это своего рода сигнал для работодателей, которые знают, на какую должность из какого вуза можно брать студентов. Если ты идешь юристом крупной компании – пройди обучение там-то, если консультантом – можно брать специалиста из другого вуза. Это все действенно, поверьте. Просто нужно время, чтобы эта культура взаимоконтроля у нас устоялась».