Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки
Контролирующие программы специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.
Значительный интерес представляют моделирующие программы, позволяющие имитировать проведение сложных экспериментов, вводить учащихся в исследовательскую лабораторию ученых, конструкторов, архитекторов и т. д.
Специалисты Главного информационно-вычислительного центра Министерства просвещения СССР (ГИВЦ) уже на протяжении ряда лет ведут опытно-экспериментальную работу по использованию компьютерной техники в учебном процессе школы и составлению пакетов прикладных обучающих программ. На основе этой работы разработан перечень требований, предъявляемых к пакетам прикладных программ
(ППП) для компьютерного обучения. Эти требования сводятся к следующим
Устойчивость работы программы при неправильных или случайных нажатиях клавиш.
Обеспечение защиты от несанкционированного ввода данных (значений, выходящих за указанные пределы или заведомо неверных)
Обеспечение сознательности и активности действий пользователя при работе по программе.
Программа посредством диалога должна инициировать деятельность пользователя (ученика) в соответствии с указанными в сопроводительной документации методическими целями и назначениями ППП.
Отсутствие ошибок в предметном содержании ППП;
Соответствие тематики программы учебным программам школьных предметов.
Обеспечение доступности обучения с помощью ППП (требование соответствия предъявляемого учебного материала ранее приобретенным знаниям, умениям, навыкам).
Предъявляемый программой учебный материал, формы и методы
организации учебной деятельности, выполняемой с помощью
программы должны соответствовать уровню подготовки учащихся,
их возрастным особенностям,
Адаптивность (приспособляемость) программ к индивидуальным
возможностям учащегося, его способности воспринять
предложенный учебный материал (желательно с учетом 2—3
уровней сложности).
Обеспечение наглядности обучения (с учетом технических
возможностей используемой микро-ПК).
Обеспечение обратной связи
Сервисные требования (обеспечение комфортности пользователя
ППП):
Обеспечение дружественной, тактичной формы обращения к пользователю (без критических замечаний или выговоров).
К числу важнейших принципов обучения в школе, как известно, относятся:
принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли научных знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоение основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического материализма;
принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные особенности учащихся;
принцип систематичности и последовательности, требующий располагать материал с учетом логики изучаемой научной системы знании и закономерностей развития научных понятии в сознании учащихся;
принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения и воспитания на основе формирования подлинно научных знаний, умений и навыков в сочетании с развитием и обогащением мировоззренческих и поведенческих качеств личности, творческих способностей учащихся;
принцип наглядности обучения, ориентирующий на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации;
принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, в общественно полезный, производительный труд, позволяющий на практике применять приобретенные в процессе обучения знания, умения, навыки, опыт творческой работы;