Краткая биография. Становление мировоззрения
Мировоззренческие позиции молодого Ушинского в годы учебы в Московском университете складывались под воздействием двух основных направлений; идеалистической философии, преимущественно гегелевской системы, талантливым пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного учения об органической природе, представленного в университете выдающимся русским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было преобладающим. И объяснялось это прежде всего социальной атмосферой, точнее - социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений естественных наук, явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии», существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов, о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила естественные науки необходимого для них содействия философии» (
III
,
351).
Тем не менее, религиозность К. Д. Ушинского оставила заметный след в его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и в его теории нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась противоречивость мировоззренческой позиции ученого — соединение религии и морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен самому распространенному предрассудку эпохи — преувеличению моральной значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку, которого не избежали даже многие представители домарксового материализма, абсолютно не принимавшие религии, « .христианство,— писал, например, Л. Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о нравственности»[4].
Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д. Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния» (X, 345).
Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости. Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем более эффективен и перспективен их научный выход.