О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания

К. Д. Ушинский считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено в соответ­ствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если пре­подавание ведется на родном языке учащихся.

Все дидактическое учение Ушинского пронизано утверж­дением того, «что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а, напротив, приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукою и жизнью» (V, 27). Ведя неустанную борьбу против оторванности школы и обучения от жизни, от интересов народа, Ушинский на примере классических гимназий (где преподавание классических языков выдви­галось на первый план в ущерб всем остальным предметам школьного курса) вскрывал несостоятельность и антина­родный характер существовавшей в его время системы обра­зования. Он считал необходимым, чтобы каждый учебный предмет наряду с обогащением памяти учащихся реальны­ми знаниями приучал их пользоваться этими знаниями в жизни.

Никакое обучение, по мнению К. Д. Ушинского, не до­стигнет никогда своей цели, если оно не сообразуется с природой человека. «Педагог, - писал он, - должен прежде всего учиться у природы и из замеченного явления дет­ской жизни выводить правила для школы».

Перейти на страницу: 1 2 3