Классно-урочная система

К. Д. Ушинский был сторонником классно-урочной си­стемы организации учебных занятий в школе. Необходи­мыми условиями всякого рационального обучения он счи­тал: 1) класс как основную единицу, основное звено шко­лы; 2) твердый, неменяющийся состав учащихся в классе; 3) строго регламентированные во времени занятия, прово­димые по твердому учебному расписанию; 4) фронтальные занятия учителя со всем классом, с учетом специфических особенностей каждого учащегося; 5) сочетание фронталь­ных форм занятий учащихся с индивидуальными на осно­ве применения учителем методов активного обучения; 6) ведущую роль учителя в ходе урока. Логистика и Фулфилмент Фулфилмент и логистика для маркетплейсов.

Главное в учении Ушинского об уроке заключается в том, что он определил организационное строение урока и установил отдельные его виды. В зависимости от цели уро­ка в одном случае большее значение приобретает объясне­ние нового, с подчинением всех других элементов этой задаче; в другом — основной является задача закрепления, все же остальные элементы подчиняются ей; в третьем случае — развитие письменной речи, навыков и т. д. опре­деляет весь ход урока; в четвертом — главную цель урока составляет глубокое выяснение знаний учащихся.

Для начальной школы Ушинский считал необходимым сочетание этих видов уроков в одном так называемом ком­бинированном уроке. В целом, по мнению Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему дано определенное, строго обдуманное направление и правильно использованы разнообразные методы обучения.

Разделяя дидактику на две части, общую и частную, Ушинский считал, что первая, или общая дидактика, изу­чает основополагающие принципы и формы обучения; вторая, частная дидактика, является применением основ общей дидактики к отдельным учебным дисциплинам и изучает методы их преподавания. Но, замечал Ушинский, «дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила и на наиболее выдающиеся приемы. Практическое же применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника. Никакая дидактика и никакой учебник не могут заменить наставника: они только облегчают ему труд» (VII, 337). Методическое мастерство учителя Ушинский считал решающим условием высоко­качественного построения всего процесса обучения.