Ушинский о воспитании
Исключительное внимание в своих трудах К. Д. Ушин-ский уделял вопросам воспитания. Он никогда не отделял обучения от воспитания. Напротив, говорил об их единстве, подчеркивая, что воспитательные задачи являются более важными, «чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (II, 431).
К. Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы должна быть подчинена воспитательным задачам. «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека? — писал он.— К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину?» (II, 22—23). «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек» (IX, 122).
Воспитание, писал Ушинский, должно вырабатывать у учащихся такие качества, как любовь к родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувство ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля и твердый характер. Все эти качества он рассматривал не как изолированные и самостоятельно развивающиеся объекты воспитания, а как стороны единого процесса воспитания, которые в этом процессе, так же как и в действительности, переплетаются между собой и обусловливают друг друга.