Принцип гуманного воспитания
К. Д. Ушинский стремился утвердить в школе принципы гуманного воспитания. Он писал: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра» (II, 159). Ушинский неоднократно указывал на необходимость такой постановки обучения и воспитания, чтобы с самого начала развить в детях чувства бескорыстия, скромности и гуманное отношение к личности человека, без различия расы и национальности. Одной из главных задач гуманного воспитания, по мнению Ушинского, является развитие в человеке высоких нравственных качеств — честности, справедливости, правдивости, искренности.
Глубоко веря в возможности ребенка и уважая его личность, К. Д. Ушинский отвергал гербартовскую теорию воспитания, основанную на подавлении, на ломке воли детей. «Чтобы выработалась воля,— писал он,— надобно дать ей упражнение и руководить этими упражнениями так, чтобы чувство победы препятствий не было подавлено чувством неудач. В самом стремлении человека к совершенству лежит уже залог того, что успех ободрит его . Воля крепнет от деятельности. «Ломать волю» потому только, что она воля дитяти, а не наставника, есть величайшее безумие» (X, 168).
К. Д. Ушинский уделял серьезное внимание воспитанию эстетического чувства, подчеркивая значение для этой цели художественной литературы, музыки, изобразительного искусства и особенно природы. «Странно, что воспитательное влияние природы, которое каждый более или менее испытал на себе .— писал он,— так мало оценено в педагогике» (XI, 56). Ушинский стремился воспитывать в детях способность чувствовать, переживать, наслаждаться прекрасным. «Во всякой науке.— замечал он,— более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» (X, 609). Не только содержание, но и форма обучения и воспитания должна развивать чувство любви к прекрасному.