Народный учитель. Его деятельность и основные качества
В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»
Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему.
В соответствии с идеей народности воспитания первым и основным условием плодотворной деятельности педагога К. Д. Ушинский считал его близость стремлениям и интересам народа. «Желание крестьянина,— писал он,— иметь в своей школе настоящего учителя, а не священника есть только типическое выражение совершенно верной и практической мысли» (III, 616). «Прежде всего и более всего,— подчеркивал Ушинский,— наше народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народных учителях,— народных не потому только, что они учат народ и в народных школах, а потому, что они вышли действительно из среды народа, вынесли с собой его лучшие, характеристические свойства .» (II, 487).
Говоря о качествах учителя, Ушинский отмечал, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем. «В преподавателе среднего учебного заведения,— писал он,— знание предмета далеко не составляет главного достоинства. Трудно ли знать какой-нибудь один предмет в пределах гимназического курса? Трудно ли знать три, четыре такие предмета, занимаясь ими исключительно год или два? Но главное достоинство гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом» (II, 66).
К. Д. Ушинский считал недопустимой такую систему классных воспитателей, при которой преподаватель занимается только преподаванием, а воспитатель, находясь в классе вместе с ним, лишь наблюдает за порядком на уроке. Придавая исключительно большое значение единству в подходе к детям администрации школы, классного руководителя и учителя, К. Д. Ушинский решающую, ведущую роль в воспитании учащихся отводил именно учителю. Личный пример учителя, писал он, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» (II, 532).
Учитель, по глубокому убеждению К. Д. Ушинского, должен любить свою профессию, с чувством ответственности относиться к «высокому призванию педагога», к педагогическому делу, от которого во многом зависит будущность народа и счастье родины. Он должен быть образованным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства; должен обладать педагогическим тактом, отчетливо представлять цели своей деятельности. В противном случае воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем. «Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа»,— писал Ушинский (VIII, 19).
К. Д. Ушинский неоднократно отмечал, что учителю необходимо глубокое знание психологии. Он подчеркивал, .что педагог по самому существу своей работы не может не быть психологом. Педагог, писал Ушинский, изучает ребенка, его способности, наклонности, достоинства и недостатки, подмечает развитие его ума и руководит этим развитием, дает направление воле воспитанника, формирует характер, т. е. «ежеминутно вращается в области психологических явлений». Педагог, говорил Ушинский, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком» (II, 25—26).
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.