Виды педагогических коммуникаций.

Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет.

Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не могут-для того они и собрались. И далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат,какая поведенческая картина сопутствует им.

Общение,будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой

(вербальный-от лат. слова устный, словесный) и неречевой

(невербальный)каналы общения. Речь,как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодейсвия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

1.Значение и смысл слов,фраз(“Разум человека проявляется в ясности его речи”).Играет важную роль точность употребления слова,его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления:темп речи (быстрый, средний, замедленный),модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают,что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,возникающие при общении: смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи и др.;разделительные звуки-это кашель; нулевые звуки-это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др.

Исследования показывают,что в ежедневном акте коммуникации человека слова

составляют 7%

, звуки и интонации

38%, неречевое взаимодействие-53%

(“говорим голосом,беседуем всем телом” Публиций).

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

а)кинесика(жесты,мимика,походка,поза,визуальный контакт);

б)просодика и экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох,смех,плач,т.е. интонационные характеристики голоса);

в)токесика(тактильные взаимодействия);

г)проксемика(ориентации,дистанция,т.е. пространственная организация общения).

Большинство исследователей разделяют мнение,что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется,как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о.,отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше,чем вербальному каналу общения.

Вот 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:

-индивидуально-личностная

-эстетическая

-эмоциональная

-психологическая

-социально-иерархическая

-возрастная

-половая

-медицинская

-пространственная и другие.

А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.

1.Общетелесное самораспоряжение:манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

-повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;

-у каждого человека в силу его индивидуальности,например,типологической,имеется свой диапазон подвижности. И,скажем,у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;

-психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;

-умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.

2.Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

Перейти на страницу: 1 2