Занятия посвященные знакомству с детскими фортепианными сочинениями К.Дебюсси И М.Равеля.
_Дети . - Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по дому.
- Я думаю, что слон лежит в кровати и мечтает.
_Учитель . - Ваши предложения очень близки к истине, но чтобы проверить насколько точно вы угадали, каким показал игрушечного слона сам композитор, предлагаю вам спеть мелодию пьесы. Подумайте, в какой обстановке могла бы звучать такая музыка что можно под нее делать?
(пение мелодии в среднем регистре на звук "а")
_Дети . - под эту музыку можно укачивать ребенка. Она похожа на колыбельную. В этой мелодии есть черты всех колыбельных: медленный темп, мягкие убаюкивающие интонации.
_Учитель . - Верно, жанр этой пьесы колыбельная, но все ли в ней обычно, традиционно, как мы привыкли слышать в колыбельных песнях?
_Дети . - Обычно колыбельные песни написаны в среднем или высоком
регистре, а здесь низкие регистры, потому, что это колыбельная для слоненка.
_Учитель . - Правильно, композитор назвал пьесу не просто "Колыбельная", а "Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка Шушу. В музыке Дебюсси мы слышим, как мама слониха поет ему колыбельную. А для кого исполняется следующая пьеса.
(слушание пьесы "Серенада кукле")
_Дети . - Мне кажется, что эта песня поется для птичек, так мелодия напоминает птичье пенье.
- Я услышала звуки гитары, и представила себе красивую кук-
лу, для которой кавалер поет и играет на гитаре.
_Учитель . - Верно, эта пьеса представляет именно такую сценку. И называется она "Серенада кукле". Кто из вас знает что такое серенада?
_Дети . - Это песня, которую пел рыцарь под окном своей возлюбленой.
Всеренаде рыцарь воспевает свою Даму Серца, поэтому музыка обычно взволнованная.
_Учитель . - Верно. А можно ли серенаду, которую мы послушали наз-
вать любовной песней?
_Дети . - Нет нельзя, потому что любовная песня должна быть немного грусной, взволнованной, а это - подпрыгивающая, веселая, танцевальная.
_Учитель . - Правильно, по характеру эта музыка совсем не похожа на
серенаду, но почему тогда композитор так назвал ее?
_Дети . - Я думаю, что в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поет красивой кукле серенаду. Все, и актеры и зрители веселы и довольны.
_Учитель . - Я с вами согласна, и мне кажется, что К.Дебюсси сочинил эту пьесу, наблюдая подобную сценку в играх дочери.
А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание этого
произведения?
(слушание пьесы "Снег танцует")
_Дети . - Дождь, похожии на падающие капли.
- Мне представился темный парк, и с деревьев опадают кружась листья.
- Я представила прекрасные, легкие снежинки, блестящие в свете уличных фонарей. Они водят в воздухе хороводы, а потом плавно опускаются на землю.
_Учитель . - Эта пьеса называется "Снег танцует". Ее музыка передает кружение, своеобразный танец снежинок. Какое настроение он навевает?
_Дети . - Тоски, грусти, одиночества.
_Учитель . - Композитор изобразил просто зимнии пейзаж?
_Дети . - Нет, композитор на фоне танцующего снега показал чувства, которые вызывает у него танец.
_Учитель . - Сейчас мы послушаем еще один танец.
(слушание пьесы "Кукольный кэк-уок")
_Дети . - Этот танец похож на эстрадный. У него неровный ритм, а интонация напоминает джаз.
_Учитель . - Можно ли представить себе взрослых людей, танцующих под эту музыку?
_Дети . - Нет, потому что музыка суетливая, игрушечная, носит шутовской характер.