Введение.

На пороге XXI века у людей возникает острая потребность в осмыслении узловых вопросов отечественной истории, тенденций развития общества, причин переживаемых Россией трудностей. Распад Советского Союза и неизбежные проблемы переходного периода породили у соотечественников ностальгические чувства по имперскому периоду российской истории. В общественном сознании россиян укоренилось мнение, что выходить из системного кризиса следует опираясь на собственные силы с использованием отечественного исторического опыта.

Взирая на многовековую историю российской государственности, думающий человек приходит к обоснованному выводу, что двухсотлетний имперский период был весьма сложным, но результативным по своим долговременным последствиям. За 200 лет (от начала XVIII до начала

XX вв.) Россия превратилась из аморфного государственного образования с полунищим и полуграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям уверенно догоняла наиболее развитые государства мира, а ее потенциальные возможности не имели аналогов.

Российская образовательная система, как губка впитавшая лучший мировой опыт, развивалась с учетом отечественных особенностей. Для образовательной системы Российской империи были характерны, во-первых, многонациональный, поли - конфессиональный характер, во-вторых, направленность на решение практических задач общества, в-третьих, тесная связь с наукой. Локомотивом российской образовательной системы с начала XVIII века стала светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями вытягивала страну на путь прогресса.