«Рассказ-небылица»
Игру можно использовать практически при изучении любой темы курса ботаники.
Ребята должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе. Игра может быть как индивидуальной, так и командной. Ее можно использовать как при опросе, так и в качестве домашнего задания (в этом случае текст может быть более объемным, охватывать довольно широкий круг тем, содержат большее число ошибок и, наконец, быть более сложным, так чтобы его решение требовало привлечения дополнительной литературы). Рассказ может быть составлен учителем, или же можно предложить такое задание учащимся и использовать лучшие из составленных рассказов (или даже организовать конкурс Мюнхгаузенов).
Пример рассказа-небылицы по теме «Листопад» (VI класс).
«Багрец и золото листвы – верный признак наступившей осени. Осенью листья деревьев и кустарников приобретают разнообразную окраску - от желтой до пурпурно-красной. Происходит это оттого, что в клетках листа хлорофилл
постепенно превращается в другие пигменты
– желтые, оранжевые и красные. Дольше других растений остаются зелеными сирень, клен остролистный
и ольха.
Вслед за изменением окраски листьев происходит их опадание – листопад. С опадающими листьями из растения удаляются различные вредные вещества. Кроме того, листопад помогает растениям приспособиться к зимней засухе, ведь зимой растения испаряют намного больше воды, чем летом.
Но не все растения осенью теряют листья. Есть среди них и вечнозеленые. Это хорошо известные всем ель, пихта, лиственница,
сосна, осина
и можжевельник. Да и некоторые травы зимуют под снегом с зелеными листьями, например, грушанка, земляника, копытень европейский.»
Задание к тексту: найти 5 ошибок, исправить их и дать объяснение (ошибки выделены шрифтом).
Такого рода игра развивает внимание и быстроту реакции, логическое мышление и, безусловно, требует хорошего знания учебного материала. Фрагменты текстов с ошибками можно также использовать на письменном опросе в виде карточек.