Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.
Но при отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С.П.Бородин подчеркивал, что вымысел “должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности.”1 Во-вторых, его высокую художественную ценность.
Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:
1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой;
2. образы исторических деятелей и изображение народных масс;
3. картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.
Т.е. художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.