Теоретический анализ ценностных ориентаций.
В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [33; с. 51].
Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.
Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.
Педагоги, как представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок делает свое черное дело и втягивает подростков и поток лжеценностей.
Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Хотя, может быть, дело не в хитроумных способах обнаружения и фиксации ценностных ориентаций, а в динамичности отношений, которые как текущая река, не позволяют войти в себя дважды. Однако ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагоги могли бы фиксировать реальные предпочтения и ориентиры учащихся в ходе событий и, прослеживая их пространство, делать определенные психологические выводы. Правда, при этом педагогам необходимо уметь видеть отношения, предпочтения там, где внешне их как бы не существует. Вслушиваясь и вглядываясь в поведение старшеклассников, педагоги обнаружат духовные ценности предпочтения. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека. Углублению понимания сущности ценностных отношений поможет сопоставление категорий «ценность» и «цена», разведем эти понятия я на разные полюсные точки; рассмотрим ценность в противоположность цене. Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому она материальна, вполне определена и имеет предметную, доступную ощущениям (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть и так далее) субстанцию. Ценность то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценности духовны, не имеют предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружить. Пушкинское: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» - предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены – сфера рынка, для ценности – душа. Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Взаимоотношения ценностные и лишены цены. Купить за определенную цену можно товар, но не человеческое чувство.