Заключение

Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.

Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

По результатам различных исследований можно сделать вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.

Несформированность основного механизма выделения ценностей – препятствует учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей.

Исследования ценностных ориентаций, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу.

В проведенном нами исследовании ценностных ориентаций у старшеклассников мы сделали следующие выводы:

¶. Рассматривая ценности, наиболее предпочитаемые респондентами двух групп, можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как «любимая и интересная работа», «сделать из себя настоящего человека», «верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

·. Ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными и регулирующими являются ценности социальной успешности – это «любимая и интересная работа», «дело, которое будет самым важным в жизни», «иметь средства для развлечений». Для девушек значимыми являются ценности социального взаимодействия такие как «верный, надежный и преданный друг», «авторитете и уважение товарищей», «сделать из себя настоящего человека».

Перейти на страницу: 1 2