Описание зачетной системы при изложении темы “Тела вращения”.
Зачетная система включает в себя не только проведение зачетов, но и предусматривает построение системы уроков.[12]
В этом параграфе рассмотрим, как используется эта система для контроля знаний и умений учащихся по теме ”Тела вращения”. Эта система контроля была опробована в школе №121 под руководством учителя Н.В. Алякринской.
Основная цель изучения темы – познакомить учащихся с простейшими телами вращения и их свойствами.[20, c.165]
Рассмотрением простейших тел вращения завершается формирование системы основных пространственных геометрических фигур, изучаемых в школьном курсе стереометрии; в рассмотрение вводятся цилиндр, конус, шар и сфера. Одновременно с определением конкретного тела вращения даются определения большого числа понятий связанных с ним, усвоение которых должно идти не по линии формального воспроизведения их определений, а в ходе решения содержательных геометрических задач. В ходе их решения повторяются и систематизируются сведения известные учащимся из курсов планиметрии и стереометрии. При решении типичных задач этого раздела ученики должны вычислять основные элементы данных тел (цилиндр, конус, шар), площади сечений, используя свойства осевых сечений, свойства тел вращения.[18, c. 211]
При изложении темы “Тела вращения” учителем используется другое поурочное планирование (не как в [19]):
лекция “Тела вращения” – 1 час
уроки – практикумы:
“цилиндр” – 2 часа
“конус” – 3 часа
“шар, сфера” - 3 часа
семинар по теме “Шар. Сфера” – 1 час
зачет по теме “Тела вращения” – 1 час
подготовка к контрольной работе – 1 час
контрольная работа – 1 час
п.1. лекция “Тела вращения”
цели урока – лекции:
1. Познакомить учащихся с понятиями: цилиндр, конус, шар, сфера, с их основными элементами.
2. Выяснить знания учащихся по теме “Круг. Окружность”.
3. Развить пространственное воображение.
Ход урока:
I.Оргмомент.
II.Подготовка к изучению нового материала.
Перед тем, как изложить новый материал, необходимо проверить знания по теме “Круг. Окружность”, которые нам потребуются при изучении темы “Тела вращения”. В ходе фронтального опроса учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Назовите знакомые вам фигуры вращения (круг, окружность)
Чем отличается круг от окружности?
Дан отрезок АВ. Какая фигура получится при вращении вокруг точки А
точки В? (окружность)
5. Какую фигуру образует отрезок АВ при вращении его вокруг точки А? (круг с центром в точке А и радиусом, равным отрезку АВ)
6. Какой многоугольник называется вписанным (описанным) в окружность?
III. Изложение нового материала.
Новый материал излагается в виде лекции по схеме:
определение тела вращения
основные элементы
сечения
вписанные и описанные многогранники
Цилиндр
Цилиндр – тело, которое состоит из двух кругов, не лежащих в одной плоскости и совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Цилиндр получается при вращении прямоугольника вокруг стороны.
прямая OO- ось цилиндра