Искусство беседы за столом.
10. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.
11. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно тех, кто новичок и чувствует себя неловко.
12. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".
13. В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми. Прими к сведению аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей точки зрения. Просто форма несогласия должна быть корректной (не знаешь слова - спроси у старших). Свое неприятие не стоит выражать такими словами как "Чушь собачья!", "Вранье!" и "Что ты гонишь?".
14. Во многих старинных руководствах об искусстве быть приятным в обществе советуют избегать тем, которые могли бы расколоть присутствующих на два лагеря. Особенно остры политические и национальные темы. Если вы хотите мира и покоя, найдите тему, интересную всем, но не вызывающую острых разногласий: любовь к домашним животным, родители и учителя, будущая профессия, наука, литература, спорт.
15. Есть, однако, такие компании, где собираются именно поспорить. Ведь и новая книжка, и перспективы развития медицинской науки могут стать предметом для спора. В такой компании не стоит сводить разговор к общепринятым истинам. Можно не бояться своей оригинальности. Но и не забывать о культуре спора
16. Допустим, ты - замечательный оратор! Как говорили не так давно: краснобай. Ты умеешь завладеть вниманием всех, ты остроумен, ты раньше всех узнаешь сногсшибательные новости, ты с блеском подражаешь знаменитым актерам, ты настоящий эрудит . Но чтобы стать по-настоящему непревзойденным собеседником, нужно вовремя дать возможность высказаться и другому. "Если у тебя есть фонтан, дай отдохнуть и фонтану", - так высказался Козьма Прутков. Дай собеседнику проявить себя с лучшей стороны, "подыграй" ему, подкинь реплику, на которую он, как ты подозреваешь, может удачно ответить. И тебя полюбят еще больше! Настоящий собеседник не тот, кто поет "соло", а тот, кто дирижирует оркестром.
17. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.
18. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте "тет-а-тет". Ни в коем случае не допытывайтесь: "А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете - я обижусь!", "Секретничать нехорошо ." Но и отвечать на такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. "Не твое собачье дело!" не подойдет. Скажите лучше: "О свойствах гиперактивного суперполя синхрофазотрона при условиях облучения кварканутыми мю-мезонами. Тема несколько специальная, но, может быть, ты знаешь что-нибудь новенькое?"
19. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: "Ты уже обедал?", а ты отвечаешь: "А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?" Это бессмысленно и невежливо.
20. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы "черные слова", за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.
Встречаются такие мудреные личности, которые стараются выразиться позаковыристей. Их-то никак не упрекнешь в том, что они общаются с помощью междометий. Им наоборот хочется щегольнуть образованностью. И в их речи то и дело мелькают малопонятные даже им самим слова.
Такие любители замысловатых словечек напоминают персонажей из пьесы Антона Павловича Чехова "Свадьба": телеграфиста Ять и акушерку Змеюкину, ужасно хотевших, чтобы все оценили их "образованность".