Объяснительно-иллюстративный метод
Чтобы учащиеся получили понятие о действии, обычно, эффективно использование объяснительно-иллюстративного метода обучения. Метод может быть реализован в виде рассказа, чтения учебной литературы, показа учебного фильма, просмотра демонстрационной программы с комментарием учителя и т.п.
Этим методом можно воспользоваться при изучении тем основанных на уже сформированных в начальной школе знаниях, но получающим новое применение. Например, законы арифметических действий во всех числовых множествах и т.п. Кроме того, метод может использоваться как дополнительный при обучении другими методами, например, частично-поисковым методом. К такому материалу можно отнести сравнение углов (после сравнения отрезков и фигур), координаты точек и прямой (после координатной прямой), сравнение дробей с одинаковыми знаменателями (после изучения сравнения натуральных чисел и десятичных дробей) и др.
Например, при изучении сложения чисел с разными знаками в VI классе, учащиеся уже знают, как складывать числа с разными знаками при помощи координатной прямой. Поэтому для изучения темы нужно показать и закрепить алгоритм сложения таких чисел. Эта задача успешно выполняется с использованием объяснительно-иллюстративного метода. В учебнике для 6 класса Виленкина Н.Я. дается следующее объяснение этой темы.
Вначале на задачах ведется объяснение:
Если температура воздуха была равна 90С, а потом она изменилась на – 60С (т.е. понизилась), то она стала равной 9 + (-6) градусам (обращается внимание учащихся на рисунок).
Чтобы сложить числа 9 и –6 с помощью координатной прямой, надо точку А(9) переместить влево на 6 единичных отрезков. Получим точку В(3). Значит |9| + |-6| = 9 – 6 = 3.
Если та же температура воздуха 90С изменилась на –120С, то она стала равной 9 + (-12). С помощью координатной прямой получим 9 + (-12) = -3.
Число –3 имеет тот же знак, что и слагаемое –12, а его модуль равен разности модулей слагаемых –12 и 9. |-3| = 3 |-12| - |-9| = 12 – 9 = 3.
Затем формулируется алгоритм действия:
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший; 2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.