Анализ учебников по математике, используемых в V - VI классах

В данной работе мы рассматривали все приведенные выше методы на примерах, взятых и построенных на основе 4-х учебников математики (Виленкин Н.Я., Чесноков А.С. и др. Учебник для 5 кл. средней школы; Виленкин Н.Я., Чесноков А.С. и др. Математика. Учебн. для 6 кл. средней школы; Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика: Учебник для 5 кл. средней школы; Шеврин Л.Н, Гейн А.Г. и др. Математика: Учебник-собеседник для 5 кл. средней школы). Резина смоленск интернет магазин - купить шины в смоленске arsenal-shina.ru.

При проведении сравнительного анализа этих учебников можно выделить различия в методах введения новых понятий. Это объясняется различиями в структуре учебников, последовательности изложения материала, а также определяется личным восприятием авторов излагаемых тем.

Например, рассмотрим введение понятия о сравнении дробей с равными знаменателями. В учебнике Виленкина Н.Я. эта тема объясняется при помощи объяснительно-иллюстративного метода на примерах разбора задач по теме. Совершенно иной подход был выбран в учебнике Нурка Э.Р. Это понятие преподносится как тема для самостоятельного изучения. Учащимся предлагается выполнить ряд заданий приводящих их к рассматриваемому понятию, а в заключении делаются выводы, которые должны были сделать школьники при правильном выполнении заданий.

Таким образом мы видим, что одно и то же понятие можно ввести совершенно различными способами.

Кроме того, можно отметить, что в рассматриваемых учебниках по-разному вводятся некоторые определения. Так, например, определение произведения двух дробей, данное в "Учебнике-собеседнике": "Произведение двух дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель равен произведению знаменателей" отличается от определения данного в учебнике Виленкина Н.Я.: "Чтобы умножить дробь на дробь, надо: 1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; 2) первое произведение записать числителем, а второе знаменателем. Это также повлияло на содержание учебного текста в учебниках, так как понятие разъясняется на основе данного определения. Если использовать определение Шеврина Л.Н., то нужно разъяснять на примерах как получается дробь произведения. При использовании определения Виленкина Н.Я., сформулированного как правило, нужно разъяснить, что получается в результате выполнения указанных действий.

Делая сравнительный анализ учебников с точки зрения преобладания определенных методик, то оказывается, что в учебниках Виленкина Н.Я. (как за 5, так и за 6 классы) в основном используется объяснительно-иллюстративный метод с элементами частично-поискового. В учебнике Нурка Э.Р., кроме объяснительного метода широко используется метод самостоятельной поисковой работы учащихся. В "Учебнике – собеседнике" Шеврина Л.Н. материал излагается на основе частично-поискового метода, реализованного в виде диалога с учащимися.