Особенности словообразования
Для предложенного текста характерен ряд повторяющихся словообразовательных моделей. Прежде всего это ряд уменьшительных (деминутивных) суффиксов. Исходя из дидактических задач, учеников не следует перегружать фундаментальными теоретическими сведениями по классификации и градации морфем (продуктивные/ непродуктивные, регулярные и т. д.). Однако, в практических целях следует объяснить студентам, что наличие деминутивного аффикса не всегда означает меньший размер называемого предмета или понятия, а может быть обусловен стилистически, для придания речи более теплой окраски. Это нужно проиллюстрировать на примере слов анализируемого текста. Ниже приведем список пар с указанием значения деминутива, помечая звездочкой малоупотребимые в современной разговорной речи формы.
Река – речка
. Обычно – в значении небольшая река.
Бабушка
– это слово употребляется только с суффиксом «ушк»
Вода – водица*.
Формы равнозначны.
Сестра – сестрица*.
Оттенок интимности.
Ведро – ведерко.
Означает сравнительно небольшой размер.
Дед – дедушка.
Равнозначны. Форма с суффиксом «ушк» чаще употребима в речи. В данном тексте употреблено в значении уважительного обращения к мужчине пожилого возраста.
Рубаха* - рубашка.
Равнозначны.
Цветы – цветочки
. Равнозначны.
Подарок – подарочек.
Равнознвчны.
Рукавицы – рукавички.
Равнозначны или меньший размер.
Еще одна характерная для текста модель – суффикс «ива»/ «ыва» в глаголах несовершенного вида (нашивала, хаживала). В современной речи эта модель малоупотребима, встречается в разговорном стиле или ироническом контексте. Значение – многократная повторяемость действия в прошлом.