Моделирование учебного процесса на примере темы “ Издержки производства”
В переводе с греческого технология - это “ учение о мастерстве”. (Это совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, для достижения поставленных целей).
Технология управления - это единство стереотипных и творческих действий.
Технологизация учебного процесса проходила в три этапа:
1. Индивидуальное мастерство.
2. Этап “техники”.
3. Этап “ технологии”.
В 1970 г. под воздействием системного подхода к содержанию педагогических технологий стало концентрироваться внимание на системной организации учебного процесса с точно заданными целями, достижение которых может поддаваться точному описанию и определению. Педагогическая технология- приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность на основе конструирования и применения специальных приемов и средств, а также оценки применяемых методов.
В настоящее время сложился предметный подход к обучению - цель которого - изучение наук, передача знаний в научной области, с ориентацией обучаемых на усвоение содержания отдельных дисциплин без особой увязки их между собой, в том числе и с будущей деятельностью. Все попытки оптимизировать учебные планы дисциплины по предметному принципу закончились неудачей.
Для преодоления этих недостатков в основу современных технологий обучения была положена функциональная модель деятельности специалистов , которая позволила свести к min главные недостатки предметного подхода- дробление обучения на множество трудносвязуемых между собой учебных дисциплин и недостаточный учет индивидуальных познавательных потребностей учащихся. С позиций системно- деятельного подхода учебный процесс высматривается как единая функциональная, а не предметная система. Это обусловлено планированием и построением дерева целей знаний и умений. Что позволит учащимся четко понимать и ясно видеть в целостном представлении динамически развивающуюся модель или структурную схему свей профессиональной деятельности. Учащийся видит смысл и весомость изучаемой дисциплины в свете своей будущей профессиональной деятельности.
Поэтому современная технология обучения предусматривает внедрение в учебную практику системно-деятельного подхода с выделением замкнутых учебных единиц (модулей) , соподчиненных и взаимосвязанных между собой, нацеленных на решение задач и формирование определенных видов деятельности.
Методология системно-деятельного подхода позволяет представить процесс обучения как четко спланированную систему усвоения учащимися учебно-профессиональной деятельности. Системно-деятельный подход к формированию учебных планов и программ нацелен на междисциплинарный синтез, основой которого выступает профессиональная деятельность специалиста , ее отдельные виды, формированию которой в той или иной степени подчинен ы все дисциплины специальности.
Современная технология обучения - это последовательное и взаимопроникающее сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающее на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности учащегося.
В основе современной технологии обучения лежат следующие положения:
1. Единство методологии преподавателей всех дисциплин.
2.Применение системно-деятельного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных методов обучения к активным.
3. Внедрение методов и форм активного обучения , причем в основе обучения лежит собственная деятельность учащихся.
Проектирование состава учебной дисциплины в современной технологии обучения предполагает следующие последовательности:
1.Иерархию целей (дерево целей) обучения, сформулированных в терминах умений, доступных проверке.
2. Тщательно отобранную и соответствующим образом структуированную учебную информацию,подлежащую усвоению.