Отображение в программе точно поставленной цели
Как уже упоминалось . во многих учебных программах. особенно программах профессионального обучения . часто содержится обобщенное описание в виде квалификационной характеристики того опыта, которым должен овладеть в ходе обучения учащийся. В ней дается краткое описание того. что учащийся “должен знать” и что “должен уметь” в итоге обучения . На это описание, предполагается, должен быть ориентирован каждый учебный предмет. чтобы вместе с другими формировать знания и умения учащегося. Наличие квалификационной характеристики в программе или сборнике программ по определений специальности является положительным моментом на этапе эмпирмического создания УМК , так как ею в определенной мере задается цель подготовки специалиста. Однако лишь ”в определенной мере” и, как показано выше. далеко не в полной мере.
Одно из важных требований к описанию цели- это полнота и в то же время неизбыточность требований . точная ориентировка на потребность учащегося в определенных знаниях на ближайшую перспективу в 3-5 лет его будущей учебной и производственной деятельности. В учебных заведениях не заканчивается формирование личности специалиста. он продолжается всю жизнь в ходе практической деятельности и различных форм непрерывного повышения его квалификации . Учебное заведение может проектировать свое воздействие лишь на ближайшую перспективу заданной профессиональной деятельности специалиста, и это должно быть хорошо известно и понятно не только преподавателям но и выпускникам учебного заведения для того. чтобы предостеречь их от консерватизма и застоя в будущем.
Стремление к точному описанию цели обучения и воспитания характерно для теоретического этапа построения УМК. При ясности цели становится возможным вполне определенно построить и все другие элементы программы и УМК в целом, и, следовательно. модель будущего учебно-воспитательного процесса, гарантирующего достижение заданных целей. Цель обучения и воспитания специалиста является системообразующим элементом педагогической системы.
Чтобы считать. что цель описана точно. ясно и определенно. необходимо чтобы все ее параметры были заданы диагностично.
Под “ диагностичностью “ понимают воспроизводимое измерение и оценку определенного качества или свойства.
К сожалению многие личностные свойства трудно поддаются диагностичному определению, поскольку, с одной стороны, они плохо изучены с другой- их изучение затруднено. так как они не константны и нестабильны. Их нельзя измерять так же однозначно . как вес или рост Они могут изменяться и притом существенно уже в процессе самого измерения ( например. знания или умения) . Для разработки диагностичной процедуры для таких свойств необходимо вводить обоснованные абстракции и ограничения. позволяющие определить диагностируемый признак
как в статике. так и в динамике.
Для получения диагностичного описания цели и точного определения степени достижения ( оценки ) необходимо оцениваемый признак, характеризующий качество подготовки специалиста. изучить настолько. чтобы по отношению к нему были возможны следующие операции:
описание свойств и отличительных черт данного признака. позволяющие однозначно выделять его из множества ему подобных признаков ( операция ОП ). Например, описание признаков. характеризующих глубину. научный уровень или основательность ( прочность) усвоения знаний;
создание надежного инструмента. позволяющего выявлять признак в любой его форме и при любой интенсивности его проявления ( операция В ). Например. каким “ инструментом” проверять факт усвоения? На традиционном экзамене экзаменатор безоружен и все делает на глазок;
Измерение интенсивности проявления признака в диагностируемом объекте ( операция Из ). К примеру. как измерить степень усвоения: лучше- хуже и насколько лучше или хуже? Четырехбальная шкала ничего не измеряет;