Введение.
Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.
В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.
Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся изучением Христианства.
Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте эстетического.
Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.
Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства.
В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.
Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания.
Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.