Введение

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать» духовно. В былые времена, когда на Руси в учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке, личности его высокое предназначение: рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу; личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали и этим нормам обязан был следовать каждый христианин, независимо от его происхождения. Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их евангельской истины, мыслили категориями Православия, и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это, но и в самом художественном творчестве.*

Питало душу, воспитывало слово Божие, пример святых подвижников православной церкви, чья жизнь была отражена в «Житиях Святых» Дмитрия Ростовского (эта книга для обязательного изучения была не только в учебных заведениях, но и в каждой грамотной русской семье).

Сегодня, когда церковь отлучена от государства и все учебные заведения после мощного атеистического воздействия стали сугубо светскими, как вернуть педагогическому воспитанию его высокий изначальный смысл?

В современном учебнике «Педагогика» под воспитанием понимается как процесс передачи опыта одним поколением и усвоением его другим, обеспечивающий развитие человека.*

Мне кажется, это определение не расходится с теми требованиями, которые предъявлялись к личности в те далекие благословенные времена, когда и государство-то наше в допетровскую эпоху называлась «Святая Русь», так как идеалом в ту эпоху была праведность, святость личности. Как сегодня, не нарушая основной закон Конституции, напомнить подрастающему поколению об этих святых нормах, как озарить светом Евангельских истин душу растущей личности?

На примере профессионального училища №40 г. Сургута я хочу показать системы тех воспитательных средств, которые в этом учебном заведении формируют мировоззрение личности, определяя ее направленный стержень через православный аспект воспитания. Это является, помимо того что учащийся получает среднее образование и профессию, одной из целей, которую ставит перед собой пед. коллектив.

Этот аспект, сразу оговорюсь, нисколько не затрагивает вероисповедание учащихся иной национальности, так как сама система нравственного воспитания личности (православный аспект) осуществляется через систему внеклассных мероприятий (в которых учащиеся участвуют добровольно), через систему уроков литературы, эстетики, истории, предмета «человек и общество», а так же через уроки традиционной русской культуры.

Ибо сегодня нельзя не согласится с тем, что без соотношения с православием невозможно понять и оценить ни нашу культуру, ни историю Отечества.