Воспитание через уроки литературы.

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не внешний жизненный успех, безобидное благополучие – что в литературах западных утверждалось как идеал всех стремлений людей – но совесть как основа основ человеческого бытия. Вот что важно: не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие - волновали сознание и душу творцов русской литературы.

М. М. Дунаев «Православие и русская литература».

Предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее не виденное.

Сейчас в профессиональное училище приходят очень сложные ребята, чаще те, от которых пытается избавиться школа, не читающие, не интересующиеся книгой вообще, классикой тем более; они не умеют не только писать какие-либо творческие работы, порой они затрудняются излагать свои мысли.

Какие цели должен поставить перед собой учитель? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь его внимание к литературе?

Учитель на уроке ставит нравственную задачу, цель: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

На уроках литературы рассматриваются через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех добродетель, смирение, искушение.

Содержание материала – текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия, раскрывается на уроках через метод эвристической беседы с учащимися, через умело организованный диспут, в который включаются учащиеся всей группы и даже 2-х групп, если идет литературное соревнование.

Я присутствовал на таких состязаниях и как соревнующийся и как зритель. Здесь применяются всевозможные средства для достижения поставленной на уроке цели. К таковым можно отнести подготовку учащимися рисунков, подготовка вопросов команде-сопернику, вопросы-загадки, инсценировки из пьес. Причем инсценировка может быть сама вопросом.

Все эти средства активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют осмыслить важный нравственный аспект, формируя вывод: нельзя жить не по совести! Своеволие, уход от воли творца чреват горькой расплатой. Присутствуя на таких уроках, трудно не заметить, что самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в поисках ответа. И такое явление наблюдается на каждом уроке-соревновании.

Так почему же литература должна преподаваться все таки через православный аспект? Новая литература, хотя мы и выделяем ее особо, созидалось на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная особенность великой русской литературы: эта литература прежде всего ПРАВОСЛАВНАЯ.

Программа литературы в училище на I курсе нацелена на изучение второй половины XIX века. Открывается она темой «Творчество Островского».

Есть лишь одна мера хорошего или дурного, мера данная Христом. Эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир»: «что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть?» – эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них ,обретя истину на пути к Богу.

Этой мерой христианского, православного должно измерять сегодня и отечественную классику.

Пьесу Островского «Гроза» – можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Чтобы ответь на них нужно обращаться к первоисточникам т. е. в Святом Писании, в трудах духовных отцов Православной Церкви. Отвечая приходишь к выводам, расходящимися с оценкой советской критики.

Перейти на страницу: 1 2 3