Общее представление о познавательных процессах.

Существуют разные психологические теории внимания. Одна из наиболее известных - моторная теория внимания Т. Рибо. Он, считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связанно с эмоциями и вызывается ими.

Имеется еще одна теория, теория установки, предложенная Я.Н. Узнадзе. Установка, по мнению Я.Н. Узнадзе [68,c. 266], напрямую связана с вниманием. “На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы… быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации”.

Интересную теоретическую концепцию предложил П.Я. Гальперин.

Виды внимания:

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется никем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (тестов, слов и др.).

Историю развития внимания, пытался проследить Л.С. Выгодский [16, c. 6-164] в разделе своей культурно-исторической концепции их формирования. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выгодскому [16, c. 6-164] состоит в следующем: “Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, т.о., из слов могущественные стимулы – указания, затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет”.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии , который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредствованное, и со временем занимает основное место среди всех его видов.

Резюме.

Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности:

вооружает знаниями, умениями, навыками;

содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся;

развивает их познавательные силы, личностное образование, активность, самостоятельность, познавательный интерес выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;

приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Игра:

содействует развитию познавательных сил учащихся;

стимулирует творческие процессы их деятельности;

способствует разрядке напряженности;

снимает утомление;

создает благополучную атмосферу учебной деятельности, отслеживает учебную деятельность;

содействует развитию интереса к учению;

Художественная деятельность:

содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности;

развивает художественный кругозор;

формирует ценностные ориентации в области искусства

обогащает эмоциональную сферу школы

выявляет и развивает творческие способности учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5