Обучение инфоpматике по опоpным сигналам
ИМЯ вспом. алг. (список конкретных имен, для которых должен проработать вспомогательный алгоритм).
Это показано на ЛОС 4. К моменту вызова (опорный сигнал в виде телефона) вспомогательного алгоритма с именем А3 в основном алгоритме должны быть обязательно описаны и определены значения переменных, которые при вызове будут переданы как аргументы. Также должна быть описана величина, которая будет передана во вспомогательный алгоритм для получения результата его работы.
Алгоритм, вспомогательный в одном случае, может оказаться основным по отношению к другому алгоритму, если во время работы он обращается к нему. Этот другой алгоритм будет по отношению к вызывающему вспомогательным.
На ЛОС 4 стрелочкой с надписью «возврат и результат» подчеркнут тот факт, что возвращение результата работы вспомогательного алгоритма происходит всегда в вызывающий, т.е. в основной для него, алгоритм к команде, следующей за командой вызова.
Выводы и рекомендации.
ЛОС 4 является своего рода завершением изучения теоретического материала, связанного с правилами написания и оформления алгоритмов.
При изучении ЛОС 4 и соответствующего материала по учебному пособию следует обратить внимание на такой важный момент.
Если алгоритм предназначен для работы в качестве основного, т.е. к нему не предполагается обращение в дальнейшем, то первым оператором в его теле должен быть оператор ввода необходимых для работы значений величин. В учебном пособии об операторах ввода речи не ведется, но, если предполагается хоть какое-то общение с ЭВМ, о вводе говорить просто необходимо.
Можно пойти по другому пути - все алгоритмы оформлять как вспомогательные. Тогда ввода в них не требуется, т. к. Конкретные значения аргументов (входных величин) передаются им в вызове. Именно этот путь и выбран в учебном пособии.
Эффективность использования ЛОС привела к разработке комплекта опорных конспектов (ОК), которые в настоящее время используются в некоторых учебных заведениях. ОК были дополнены изображениями основных устройств ЭВМ и синтаксическими диаграммами. ОК охватывают все разделы курса ОИВТ.
Каждый учащийся имеет комплект ОК. Каждый ОК снабжен вопросами и упражнениями. Упражнения сочетаются с выполнением программ, записанных на дискетах. На практических занятиях учащиеся выполняют весь комплекс работ, необходимых при работе на ЭВМ.
ОК не заменяют учебное пособие, а дополняют его, позволяя наглядно выделить основные понятия, приемы построения алгоритмов простейших задач, помогают учащимся в самостоятельной работе с учебными пособиями и при работе на ЭВМ. При подготовке к работе учащихся с ОК?, исходя из его содержания, формулируются требования к знаниям и умениям, подбираются вопросы и упражнения.
ОК способствует активному усвоению учащимися основ информатики и вычислительной техники, развитию у них логического мышления, компьютерной грамотности и, что очень важно, побуждает интерес к информатике.