Процесс общения.
v Выясняют, что именно они не знают.
Это первый шаг в обучении. Менеджеры видят брешь и хотят ее ликвидировать.
v Учатся делать что-то новое и, делая это, продолжают старательно думать о том, что они делают.
v Приобретают способность делать это, не думая о том, что они делают, начинают делать это по привычке.
При изменении ситуации обучение опять переходит из фазы неосознанной компетентности (самое полезное состояние) в фазу неосознанной некомпетентности. Это опасно, т.к. приводит к не выявленным проблемам или влечет за собой утрату благоприятных возможностей. В этом случае следует повторить снова.
Обучение – это изменение стереотипов поведения, которое приносит пользу учащемуся. Понятие пользы предполагает расхождение между обстоятельствами, существующими и теми, которые могли или должны были бы быть. Что имеется в виду?
Ø Реальные или воображаемые проблемы.
Ø Благоприятная возможность, которой можно воспользоваться.
Ø Новые цели, которых нужно добиться.
Ø Изменения в ситуации, которые потребуют несколько иного или даже совершенно нового поведения.
Ø Отсутствие профессиональных знаний или навыков.
Любое эффективное общение начинается с вопросов «В чем проблема?» или «Чего не хватает?»
Коммуникатор никогда не добьется успеха, если он не понимает ситуацию.
Когда ситуация ясна, а цели – определены, можно начинать подготовку сообщения.
В большинстве случаев выступление необходимо планировать, даже если оно обычное или его подготовка не требует значительного времени.
Ø Иногда можно услышать мнение, что короткие выступления требуют более тщательной подготовки, нежели длинные.
Ø Докладчики, которые начинают писать текст выступления, не имея хорошего плана, представляют в итоге бесполезные доклады, говорят слишком долго и упускают важные моменты сообщения.
Ø Преподаватели, которые обучают, не имея готового плана, говорят слишком долго и упускают важные моменты.
Ø Руководители, которые осуждают работу сотрудников, не сделав соответствующей «домашней заготовки», рискуют вызвать проблем больше, чем смогут решить. Те, кто готовит лишь тезисы и памятные записки, могут столкнуться с необходимостью вспоминать: «что, кто, где, почему, как, когда».
Не стоит начинать подготовку выступления до тех пор, пока не станут ясны проблемы и цели планируемого сообщения.
Готовиться нужно до
выступления.
Помощь учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и понимания исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору определить цели общения. Готовить сообщение можно начинать только тогда, когда станут ясны ситуация и цели.
Непонимание или различие представлений об обучении является одной из наиболее частых причин неуместного, неприемлемого или бесполезного обучения.
Селективное восприятие заставляет нас создавать целую картину вокруг того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся исключительно на первое впечатление.
В любой ситуации существует еще и впечатление альтернативное первому, однако
, никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот самообман, эта психологическая «слепота» помогает и отправителю информации, и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует понимание и передачу информации.
Так как люди в своем поведении полагаются в основном на то, что они видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят.
Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или преподаватель понимал все интерпретации «факта» и представлял себе, каким «видит» этот факт другая сторона.
Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:
Ø Чувствуйте ситуацию.
Ø Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.
Ø Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говоритечетко и исподволь внушайте
идею.
Ø Слушайте внимательно.
Ø Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям.
Ø Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.
Ø Используйте подход «проблема – решение».
Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при определении цели сообщения и при подготовке сообщения.
Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен: