Практика обучения
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Его основные разделы:
1. Лекция.
2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.
3. Анализ конкретных ситуаций.
4. Деловые игры.
5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков.
6. Типовые упражнения с карандашом в руке.
7. Задания.
8. Использование письменного материала.
9. Резюме (подведение итогов).
10. Наглядные пособия.
11. Программное обучение и конспекты.
12. Практическая работа в реальных условиях.
13. Аудиторные занятия.
14. Использование компьютеров.
ЛЕКЦИЯ.
Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.
Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.
Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.
Следует подумать о лекционной форме…
· если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;
· если лектор пользуется доверием как источник информации;
· если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;
· если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).
Недостатки лекции:
ü может быть скучной
ü слабая обратная связь
ü пассивность слушателей
ü быстро забывается
Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе.
Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:
§ рисунки, плакаты, диаграммы
§ меловая доска
§ макеты и модели
§ тезисы выступления
§ наглядные примеры
§ краткие комментарии экспертов и оппонентов
§ использование графопроектора
Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.
Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.
Также очень важно чтобы приводимые примеры …
· не казались ребяческими и незрелыми
· не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер
· не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации
· не были слишком длинными
· не были слишком персонифицированными
· не были устаревшими
Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных