Практика обучения

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Его основные разделы:

1. Лекция.

2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.

3. Анализ конкретных ситуаций.

4. Деловые игры.

5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков.

6. Типовые упражнения с карандашом в руке.

7. Задания.

8. Использование письменного материала.

9. Резюме (подведение итогов).

10. Наглядные пособия.

11. Программное обучение и конспекты.

12. Практическая работа в реальных условиях.

13. Аудиторные занятия.

14. Использование компьютеров.

ЛЕКЦИЯ.

Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.

Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.

Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.

Следует подумать о лекционной форме…

· если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;

· если лектор пользуется доверием как источник информации;

· если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;

· если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).

Недостатки лекции:

ü может быть скучной

ü слабая обратная связь

ü пассивность слушателей

ü быстро забывается

Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе.

Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:

§ рисунки, плакаты, диаграммы

§ меловая доска

§ макеты и модели

§ тезисы выступления

§ наглядные примеры

§ краткие комментарии экспертов и оппонентов

§ использование графопроектора

Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.

Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.

Также очень важно чтобы приводимые примеры …

· не казались ребяческими и незрелыми

· не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер

· не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации

· не были слишком длинными

· не были слишком персонифицированными

· не были устаревшими

Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных