Использование стимулирующих реплик.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакции зависит от класса, от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Например, на реплику-стимул What's his name? (показывается фотография) может последовать различная реакция:
Р1 – Anton Pavlovich
Р2 – His name is Anton Pavlovich.
Р3 – I don’t know.
Р4 – I don’t know what his name is.
Или на реплику-стимул учителя It’s a fine day today могут последовать такие реакции:
Р1 – Oh, yes. It’s great.
Р2 – Not very.
Р3 – It sure is.
Р4 – I can't say so. It’s windy. Etc.
Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их товарищи реагируют на них. После того как учащиеся научатся без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например:
Р1 – What season do you like, Maria Ivanovna?
Т – I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And I can work in the garden and what about you, Petya?
Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную направленность, учитель может использовать разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстрому реагированию на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать игру «Пинг-понг».
– Do you like to play badminton?
– Yes, I do.
– Can you play it well?
– Yes, I can.
– Did you play it in summer?
– Yes, I did.
– Is it difficult to play it?
– No it isn't.
– Will you teach me to play it?
– Yes, it's my pleasure.
Эта игра, проводимая в быстром темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на стимулирующие разнообразные вопросы. Учитель начинает эту игру, а затем передает свою функцию детям. Повторяя подобную работу в ходе обучения реагированию, а оно должно проходить на протяжении всего начального этапа, потому что составляет суть беседы (диалога), учитель добивается формирования этого важного умения. Эта работа позволит предупредить и исключить типичные ошибки типа:
Т – Do you like to skate?
Р. – Yes, it is.
Или игра «Угадай», например, угадай, где был Петя в воскресенье:
Т – Where was Pete on Sunday?
– At the Zoo.
– I believe at the Zoo
– In the park.
– I think he went to the country.
– At the cinema.
– At his Granny’s.
– I think he was at home.
Петя слушает детей, а тот, кто отгадывает, становится «ведущим» и предлагает свой вопрос, например: Where was Sashya last Saturday? – и игра продолжается.
В процессе обучения реагированию начинается обучение и стимулированию. Этой же цели служит и ряд упражнений, мер побуждение учащихся к началу диалога через косвенный вопрос.
Т – Igor, ask Petya what he did yesterday.
Igor – Petya, what did you do yesterday?
Petya – I walked with my dog.
Этой же цели служит игра «Угадай». Ученик выходит класса, а класс задумывает какой-нибудь предмет, его хождение или действие с ним. Вопрос для отгадывания быть очень простым, однотипным: Is it a .? или отгадывающие задают ряд вопросов, например: What color is it? Where is it? Is it large or small? What can we do with it? Etc.
В такой игре учащиеся учатся стимулированию речи с помощью вопросов. Однако стимулом для начала беседы может быть и утверждение. И это надо показать учащимся. Например, учитель дает реагирующую реплику и просит детей подобрать разные высказывания-стимулы, которые бы вызвали данную реакцию. Например: Т – With whom did you go there? Возможны стимулы:
– I went to the theatre yesterday.
– I went to the country last Sunday.
– We went to the Zoo last Saturday. Etc.
Учитель может предложить учащимся развернуть стимулирующее высказывание. Например, та же реакция With whom did you go there? может быть вызвана следующими стимулами:
– I like “Buratino” very much. I went to the theatre yesterday.
– The weather was so fine. We went to the country last Sunday.
– I like to sing and dance. We went to our friends last weak.
– I am fond of animals. We went to the Zoo last Saturday.
Если единицей обучения является краткий диалог-образец, то работа с ним проходит три ступени:
1. Восприятие и понимание.
2. Воспроизведение (простое и с модификацией).
3. Использование его в новых ситуациях.
Дети слушают диалог либо в звукозаписи, либо в исполнении учителя. Учитель обеспечивает и проверяет понимание диалога. Затем дети слушают его еще раз с опорой на печатный текст и отрабатывают чтение, то есть воспроизводят его. Дома (а иногда и в классе) учащиеся заучивают диалог и воспроизводят его уже по памяти. Далее учитель предлагает учащимся слова для подстановки или учащиеся делают это сами. Таким образом, происходит воспроизведение диалога с модификацией. Например, диалог: