Песталоцци
* швейцарский педагог-демократ.
* Общая цель воспитания – проявление в детях “истинной человечности”, которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей.
* Природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию.
* Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которое включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний) все эти стороны воспитания необходимо осуществлять в тесной связи и взаимодействии.
* Физическое воспитание: в основе - естественное стремление к движениям; помощь по дому, игры; “школьная элементарная гимнастика”: простейшие движения связанные с самообслуживанием; трудовое воспитание – “особое образование для индустрии”; на базе “элементарной гимнастики” проводить “индустриальную гимнастику”.
* Нравственное воспитание: развитие деятельной любви к людям. От любви к матери по спирали. Воспитание осознания себя частью великого человеческого целого и распространения своей деятельной любви на всех людей. Личный пример. Тесная связь нравственного воспитания с религиозным, религия основа нравственности. Тесная связь физического воспитания с нравственным. (?)
* задачи, содержание и методика элементарного образования: наглядность – высший принцип обучения; воспитатель должен учить детей наблюдать.
* Простейшие элементы всякого знания – число, форма, слово Þ элементарное обучение – обучения ребенка считать, измерять, говорить.
*Индуктивный путь обучения – “последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми”.
* Развитие в процессе обучения способностей
В своем романе "Лиенгард и Гертруда" Песталоцци рисует идеал влияния хорошего воспитания в семье и школе на благосостояние целой общины, а следовательно и целого народа, а в других сочинениях дает прочное основание методике обучения в элементарной школе. Сам Песталоцци показал своею педагогической деятельностью высокий пример учителя и воспитателя, для которого важнее всего благо порученных ему детей. Взгляды Песталоцци имели большое влияние на немецкие школы, и преуспеяние немецких школ с 1820 гг. нашего столетия до настоящего времени зависело главным образом от деятельности учеников швейцарского педагога. Под влиянием идей Песталоцци возникает в Германии обширная педагогическая литература; многие деятели теоретически разрабатывают психологию в применении к педагогике и вопросы об обучении и воспитании, другие занимаются методикой учебных предметов, как в народной школе, так и при среднем образовании, и таким образом устанавливаются известные взгляды, которые понемногу проникают во все слои общества и несомненно улучшают воспитание детей даже беднейших классов народа. Правительства всех образованных стран проникаются мыслью, что воспитание и обучение детей дело важное, и должно быть ограждено от безграничного произвола родителей; вследствие этого почти везде появляются школьные законы, которые вводят обязательное обучение и определяют минимум познаний и навыков, которые должны быть сообщены каждому ребенку.
Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а в наше время Л.В. Занков
У Песталоцци же с самого начала было сильно стремление к единству педагогических и философских воззрений. Не случайно современники ставили рядом его учение о воспитании с философией Канта. Однако, как считает Наторп, Песталоцци не только не склонен, но и не подготовлен к тому, чтобы ясно и до конца вполне развить в себе философию, облеченную его педагогикой. Таким образом, и у него задача строго научного построения теории воспитания остается нерешенной
Г. Песталоцци показал необходимость сочетания наглядности со специальным мысленным формированием понятий. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. Л.В. Занков подробно изучил возможные варианты сочетания слов и наглядности.
Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия