Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на де­фекте

вкладывают разное содержание: особое свойство внима­ния (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональ­ное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх). Создание саи тов под ключ заказать: заказать создание сайта под ключ a-max.pro.

Можно представить психологическую модель воз­никновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состоя­ний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени про­дуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее про­текания. От первого непроизвольного эмоционального реагиро­вания на дефект

у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными пережива­ниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической дея­тельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформирован­ных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающе­гося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей со­циальной средой.

Важно найти критерии,

которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефек­те. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 вариан­та эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (без­различное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, нали­чие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фик­сация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая

степень болезненной фикса­ции: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обид­чивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к пре­одолению дефекта.

2. Умеренная

степень болезненной фикса­ции: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, ста­раются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испыты­вают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой не­достаток. На этой стадии может возникнуть первые признаки логофобии.

3. Выраженная

степень болезненной фик­сации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выли­ваются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполно­ценности. Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоле­ния.

Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоцио­нальным отношением к своему дефекту.

Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.

Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных фак­торов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, без­защитность, боязливость, робость, внушаемость и др.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных соци­альных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические осо­бенности заикающихся.

Попытки замаскировать речевые труд­ности порождают у заикающихся различные неречевые и рече­вые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т. д.