Заключение.

Работа над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками – один из важных разделов над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом, и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.

Анализ изученной литературы и данные проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что для достижения основной цели работы над голосом в детском саду для детей с нарушенным слухом, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. Мы отметили, что то и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой.

Мы выделили основные положения работы над голосом у детей с нарушенным слухом:

— необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса;

— единство работы над голосом, дыханием и артикуляцией;

— максимальное использование остаточного слуха детей;

— учет индивидуальных особенностей ребенка.

Наше исследование состояния голоса детей и изучение опыта работы в детском саду для слабослышащих позволяет нам указать на необходимость создания специальной методики голосовой работы с неслышащими дошкольниками. Поскольку отсутствие разработанной методики – основная причина, определяющая недостатки работы над голосом детей с нарушенным слухом.

Изучив состояние голоса дошкольников в детском саду для слабослышащих нами были выявлены следующие нарушения: сдавленный голос, голос с придыханием, голос с гнусавым оттенком; повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках, низкий голос; а также слабый и крикливый голос. Мы рассмотрели причины этих нарушений и определили методические рекомендации по работе над голосом детей с нарушенным слухом.