Раннее развитие детей
К слову: Зайцев создал обучающие кубики и на английском языке, он по первой своей специальности является английским филологом. Так что, и мы можем кое в чем помочь Америке, не только она нам (но это уже материал не для отечественных, а для «их» газет ). Созданы «татарские кубики», «украинские кубики»: ученый видит единицу строения языка не в слоге (как мы привыкли думать), а в складе. И, пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Все-таки это чудо, когда трехлетний ребенок при тебе выстраивает из кубиков фразу.
Я уверен, что сам Зайцев не понимает, на чем основан эффект Зайцева. Я сравниваю это с легендарным автоматом Калашникова – лучшим автоматом всех времен, который стреляет на снегу и в пустыне, в болоте и на морозе, в грязи, где угодно. Как удалось создать такую боевую технику, остается загадкой. Я видел создателя, и он не выглядит безусловным гением. Но Зайцев считает, что он знает, почему его автомат стреляет.
Во-первых, в его арсенале «складовый принцип», это очень важный момент. Второй принцип Зайцева я попробую объяснить так. Предположим, вы назначены директором на новый завод. Сможете ли вы работать, если вы не знаете АБСОЛЮТНО ТОЧНО, какое количество работников, техники, помещений и материалов есть в вашем распоряжении? А ведь классический школьник получает программы по любому предмету скудными порциями, которые ему сцеживают в кормушку! Зайцев же знакомит ребенка сразу со ВСЕМ аппаратом, который ему понадобится для чтения и письма, на первом же занятии. Ребенок быстро справляется с объемом, который он видит целиком. А вот если требуется освоить огромную таинственную страну, границы которой не видны, то знания, оказывается, входят не глубоко и быстро улетучиваются.
ПРИНЦИП ДОМАНА, который принял мир: учить читать, предлагая тысячи готовых слов на карточках, «пока не зачитает».
ПРИНЦИП ЗАЙЦЕВА, по которому работают у нас: «писать», а не читать, писать складами по таблицам (указкой) или по кубикам, «пока не зачитает».
ПРИНЦИП ДОМАНА: давать математику красными кружками, наклееными на карточках, а не цифрой. Ребенок должен почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.
ЗАЙЦЕВ делает практически то же самое, но дает эти «кружки» в готовых формах – десятками, и эффект несоизмеримо выше.
По Зайцеву сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем, еще раз, суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило – упражнение. МЕТОД ЗАЙЦЕВА: ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, КОМПАКТНО ВЫРАЖЕННЫЙ, РАЗМЕСТИТЬ НА СТЕНЕ.
Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: «открыл параграф, сделал упражнение», начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип «от частного – к общему, от общего – к частному», потому что общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.
Софья Ковалевская рассказывала, что в ее комнате (ей было одиннадцать лет) делали ремонт, не хватило обоев, и все стены обклеили лекциями по дифференциальному исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них разобраться. Когда у пятнадцатилетней Ковалевской появился учитель – сильный математик, он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он преподает, Ковалевская уже знает наперед. Так действует настенный материал, если его давать целиком, а не порциями в рот по ложке.
Четырехлетнему ребенку сразу дается счет до сотни, без стопоров, без порогов, на которых он будет спотыкаться. И в сотне ему очень скоро становится тесно. Пятилетка легко усваивает двоичную систему исчисления.
Стандартный урок Зайцева продолжается двадцать пять минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана, работающую во всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом Зайцева, можно применять систему физического развития по Доману. А эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день.
Разработано учебное пособие «Читай и пой»: дети завороженно поют склады и русские народные песни, переведенные на таблицы.