Введение.

Во все времена г л а в н а я

задача общеобразовательной школы состояла в том, чтобы дать подрастающему поколению глубокие знания, умения и навыки, которые являются фундаментом для развития личности школьника и формирования у него научного мировоззрения. И так как в реальном мире все системно и взаимосвязано, то и знания, описывающие многообразие форм этого мира, должны быть системными. Овладение определённой системой знаний и адекватными ей видами деятельности являются и средством, и целью по отношению к развитию личности школьника. Достаточно полный и систематизированный запас знаний об окружающем мире является важнейшим показателем развития личности и сформированности научного мировоззрения.

Всё это достигается путём реализации межпредметных связей в процессе обучения. Более того, все основные целевые установки преподавания в средней общеобразовательной школе в полной мере можно решить только тогда, когда реализуются межпредметные связи. Так, одной из основных целей преподавания геометрии в средней школе является развитие пространственного воображения и логического мышления учащихся, что зачастую в дальнейшем необходимо для практической деятельности человека по многим направлениям: архитектура, техника, строительство и так далее.

В психологических исследованиях экспериментально подтверждено, что между склонностью учащихся к соответствующим профессиям и уровнем развития у них пространственных представлений имеет место статистически достоверная связь.

Особо подчеркнём, что пространственные представления необходимы учащимся для восприятия учебного материала курса геометрии и для успешного обучения курсу черчения.

Несмотря на столь большую роль, которую играют пространственные представления в развитии личности, многие учителя отмечают, что у большого количества выпускников школ они сформированы не достаточно. Поскольку пространственные представления формируются не только в процессе обучения геометрии, но и в курсах черчения, рисования и трудового обучения, то при формировании пространственных представлений у учащихся на более высоком уровне необходимо не просто обучать каждому названному предмету в отдельности, но и находить и реализовывать межпредметные связи между ними.

Всё выше сказанное определяет актуальность

выбранной темы исследования.

Объект исследования

- обучение геометрии и черчению в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования

- межпредметные связи между курсом геометрии и курсом черчения.

Цель исследования

- выявить в средней общеобразовательной школе возможность реализации межпредметных связей между курсами геометрии и черчения в 7 - 11 классах.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы.

2) Проанализировать программы и учебники по курсам геометрии и черчения с целью реализации межпредметных связей между ними.

3) Разработать экспериментальный вариант рабочих программ обучения геометрии и черчению в 7 - 11 классах с целью более эффективной реализации межпредметных связей.

4) Разработать конспекты бинарных и интегрированных уроков по геометрии и черчению.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

:

v изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

v беседа с учителями;

v наблюдение уроков;

v проведение опытно - экспериментальной работы.