Виды межпредметных связей второго типа (операционно - деятельностные)
Различаются по следующим критериям, соответствующим морфологическим компонентам учебной деятельности:
а) по способам "добывания" новых знаний - познавательный вид связей, который формирует обобщённые познавательные умения (мыслительные, теоретические, самообразовательные);
б) по вопросам применения теоретических знаний - практический вид связей, который способствует выработке у учащихся познавательно - практических умений (расчётно-измерительных, вычислительных, экспериментальных, изобразительных, учебных, речевых);
в) по способам усвоения ценностных аспектов знаний - ценностно-ориентационный вид связей, необходимый для формирования оценочных умений и мировоззрения школьника.
Межпредметные связи функционируют в учебном процессе и осуществляются с помощью тех или иных методов и организационных путей. Это позволяет выделить вторичный, подчиненный первым двум, тип организационно – методических связей, которые обогащают методы, приёмы и формы организации обучения. Они обеспечивают эффективные пути усвоения учащимися общепредметных знаний и умений. Их виды различаются:
v по способам усвоения связей в различных видах знаний (репродуктивные, поисковые, творческие);
v по широте осуществления (межкурсовые, внутрикурсовые, межцикловые);
v по времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные); по способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние);
v по постоянству реализаций(эпизодический, систематические);
v по уровню организации учебного процесса (по урочные, тематические, "сквозные" и др.);
v по формам организации работы учащихся и учителей - коммуникативные связи (индивидуальные, групповые, коллективные).
Межпредметные связи реализуются в различных формах организации учебной и вне учебной деятельности: на обобщающих уроках, уроках лекциях, комплексных семинарах и экскурсиях, в домашних заданиях, на междисциплинарных факультативах и тому подобное.
Таким образом, общность структур учебных предметов и учебной деятельности в целостном процессе обучения составляет объективные основания классификации межпредметных связей.