Анализ задач на построение курсов геометрии и черчения.
Теперь обратим внимание на задачи. Основными задачами в черчении являются задачи на построение, которые также присутствуют и при изучении курса геометрии. Их мы и рассмотрим.
В курсе геометрии 7-8 классов 107 задач на построение, но при детальном рассмотрении, только одиннадцать из них имеет смысл использовать при реализации межпредметных связей геометрии с черчением. В этом случае геометрия будет пропедевтикой черчения.
Единственный класс, в котором параллельно геометрии преподаётся и черчение - 9 класс. Только в этом классе больше всего возможности реализовать межпредметные связи на универсальном уровне, т.е. опираясь на материал изучаемый в одно время. И какова ситуация с задачами на построение. При детальном анализе ни одна задача из 18 не выдерживает требований, которые ей предъявляют кроме четырёх:
1) С помощью циркуля и линейки в данную окружность
a) правильный шестиугольник;
b) правильный треугольник;
c) квадрат;
d) правильный восьмиугольник.
2) В данную окружность впишите правильный десятиугольник
3) В данную окружность впишите правильный пятиугольник
4) В данную окружность впишите пятиконечную звезду.
Все эти задачи в курсе черчения имеют аналогию, например:
Постройте с помощью циркуля и линейки правильный шестиугольник, две вершины которого лежат на горизонтальной центровой линии.
Таким образом, в данном случае имеет место не пропедевтика какого-либо предмета, а непосредственная связь, что, как вы понимаете, гораздо эффективней развивает учеников во многих смыслах.
Кроме того, в 9 классе идёт пропедевтика геометрии в курсе черчения.
В 10 классе 18 задач на построение, и все на построение сечений фигур.
В курсе черчения тема сечений присутствует, но представлена немного не в том ракурсе, так, что в данном смысле черчение не является пропедевтикой геометрии 10 класса по учебникам, но можно и необходимо в эту тему в курсе черчения вставить кое- что из геометрии 10 класса, тем более, что ученикам это ни как не помешает, а наоборот.
В 11 классе задач на построение нет.
Из всего этого можно сделать вывод, что реализация межпредметных связей в процессе обучения геометрии и черчения возможна на всех уровнях, хотя и не в такой степени, как хотелось бы.