Причины и условия преступности умственно отсталых подростков.

Причиной совершения несовершеннолетним преступления яв­ляется взаимное влияние отрицательных факторов внешней сре­ды и личности самого несовершеннолетнего. Для умственно отсталых подростков харак­терен низкий уровень развития познавательных и обществен­ных интересов. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные качества, как лень, безволие, безответственность, конформизм (стремление к сле­пому подражанию), нечуткость, агрессивность и т. п.

Можно отметить следующие факторы, воздействующие на формирование личности.

I

.

Наследственно-биологические (отрицательно влияют ал­коголизм,

предрасположение к нервным или психическим за­болеваниям одного из родителей или ребенка, патологическое протекание беременности и родов и др.).

II.Ближайшее социальное окружение подростка:

1) семья:

а) социально-экономический статус родителей,

б) отношения в семье,

в) ценностные ориентации родителей, братьев, сестер,

г) особенности воспитания подростка;

2) школа:

а) отношение к учебе,

б) отношения с учителями (возможные конфликты),

в) положение подростка в классе,

г) ценностные ориентации одноклассников;

3) друзья:

а) социальное положение друзей,

б) положение подростка в группе друзей,

в) ценностные ориентации друзей.

III

. Личностные характеристики подростка:

1) особенности характера и темперамента;

2) ценностно-мотивационный блок:

а) ценностные ориентации исследуемого подростка,

б) мотивация достижения,

в) уровень притязаний,

г) самооценка и возможные конфликты в области само­оценки;

3) отношение к профессии:

а) сознательность выбора,

б) место профессии в системе ценностей подростка,

в) планы на будущее.

IV

. Правосознание подростка.

В большинстве случаев психологической основой противо­правного поведения является противоречие между личными интересами подростка и общественными, закрепленными в дейст­вующей системе права. Причина такого противоречия — отста­вание в формировании и развитии интересов умственно отсталого подростка от интересов других членов общества. Отсюда понятной становится задача правильного воспи­тания интересов такого подростка.

Если подростка не поняли, не подобрали ключ к его созна­нию, он становится «трудным». Для таких подростков характерна инди­видуалистическая и эгоистическая позиция личности — соци­ально-психологическая основа преступления, либо невыработанность надлежащих качеств и представлений, неумение крити­чески оценивать факты и явления, сообразовать свои поступки с требованиями общественной необходимости. При этом сказы­ваются особенности умственно отсталого подростка: заблуж­дения по поводу действительного значения нравственных кате­горий; ложное представление о чести, дружбе; стремление к са­мостоятельности; повышенная эмоциональность; легкая внушае­мость; склонность к подражанию. С ростом самосознания подросток с нарушением интеллекта, не обладая достаточным жизненным опытом, стремится занять более независимое положение, более само­стоятельное, чем это реально осуществимо. Чувствуя препятствия этому стремлению, подросток перестает выполнять требова­ния окружающих, и наступает конфликт между подростком н взрослым.

А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социаль­ный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Школа — более сложный и широкий коллектив, где прохо­дит практика общественного существования, формирование под­ростка как личности. Именно в задачу школы входит вырабо­тать высокие нравственные принципы в характере подростка. Формальное отношение к подростку, без учета его психологии, приводит к разнообразным конфликтам в школе, в результате которых подросток предпочитает компании вне школы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4