Предупреждение и пресечение преступности несовершеннолетних с нарушением интеллекта.
Профилактическая работа по предупреждению преступности несовершеннолетних должна охватывать сферу производства, организацию быта и досуга, семью.
В зависимости от характера и направленности профилактических мер их принято делить на общие и специальные. К общим относятся социально-экономические и культурно-воспитательные, которые способствуют устранению причин преступности.
Требование ст. 392 УПК РСФСР о выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, имеет в виду необходимость по каждому делу обратить особое внимание на: а) источник возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание, влияние антиобщественных элементов и т.д.); б) обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла; в) обстоятельства, непосредственно толкнувшие на совершение преступления; г) обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройства подростка, бросившего учебу, увольнение с работы или исключение из школы без согласования с Комиссией по делам несовершеннолетних, недостатки воспитательной работы в школе и на производстве, отсутствие надзора со стороны родителей, недостатки в работе органов милиции и т. д.).
Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную причину преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем. Кроме того важно установление точного круга лиц, ответственных по закону за его воспитание и охраняющих от отрицательных влияний. Отсюда — необходимость практически по каждому делу выяснять, кто ответственен за нарушение своих обязанностей. Однако при подготовке и оглашении представлений, частных определений и другой информации следует добиваться того, чтобы подросток, совершивший преступление, глубоко осознал собственную вину и чтобы у него не возникало стремления переложить свою ответственность на других.
При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, необходимо сугубое внимание обратить на предупреждение пьянства среди несовершеннолетних. Особенно отрицательно действуют на подростков примеры взрослых, ссылающихся на различные традиции: обмывание получки, купленной вещи, местный религиозный праздник в деревне.
Подросток должен понимать, что все блага, которыми его окружили семья, государство и общество, не свалились с неба. Он должен их рассматривать как аванс в счет будущие дел. Иначе с ростом ребенка будут непомерно расти его желания и уровень притязаний. Чем больше будет разрыв между притязаниями и реальными возможностями их удовлетворения, тем в более опасной социальной ситуации окажется личность умственно отсталого подростка.
Подросткам свойственна жизнерадостность, но вместе с тем они склонны к отрыву от реальности, к фантазированию, к идеализации отдельных личностей в силу малого жизненного опыта. Таким людям они стремятся подражать. И очень важно, чтобы на жизненном пути подростков их ожидали встречи с людьми, достойными подражания, умеющими направить энергию подростков в русло социальной активности.
Сложная система социальных связей, совокупность всех отношений, в которых находится несовершеннолетний, его психический склад - все это определяет его поведение и поступки. Поэтому в каждом конкретном случае, анализируя поведение подростка, следует учитывать все обстоятельства, которые могли оказать на него влияние.
Борьба с правонарушениями в первую очередь сводится к решению вопросов правильного воспитания подростков. Наиболее эффективная профилактика правонарушений подростков — обеспечение умственно отсталому подростку позиции в коллективе, созданы нормальных условий для жизни в коллективе, для социально приемлемых способов самоутверждения. Это обеспечит подросткам адекватную самооценку, а следовательно, и нормальное развитие. Формирование личности не может проходить без обучения способам поведения. С раннего. детства ребенка вся окружающая социальная среда должна действовать благотворно, закладывать основы нравственных, этических и правовых программ поведения. Детей нужно оберегать от таких аномалий, как пьянство, цинизм.
В профилактике преступности большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп.