Поощрения и наказания.

Именно такой точки зрения придерживались выдающиеся советские педагоги А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский «Сущ­ность наказания, — писал Макаренко, — в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что поступил не правильно, то есть в наказании пет подавленности, а есть переживание ошибки, есть переживание отрешения от коллектива, хотя бы минимального». «Я, — писал Сухомлинский, — добивался того, чтобы, осмыслив свой дурной поступок, подросток переживал мысль: я должен быть не таким, какой я сейчас. »

Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каж­дому педагогу и воспитателю необходимо помнить, что оно долж­но выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок. Заметим, кстати, что об этом говорит и семантика слова «наказ» — наставление, которое явно отличается от понятия «взы­скание» (то есть «спрос», «возмездие»), более уместное в юрис­пруденции. Их не следует смешивать. Это понятия неравнозначные.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы ребенок увидел в на­казании своеобразную форму уважения к его личности, посколь­ку оно выражает веру в его способность исправиться. Именно из этого исходил А. С Макаренко, когда говорил, что право получить наказание имели только колонисты, а не вновь прибывшие, которые еще звания колониста не имели «Я наказывал только лучших», — говорил он.

При каких условиях наказание оказывается эффективным в условиях вспомогательной школы.

Наказание в условиях вспомогательной школы дает положительный эффект в том случае, если ребенок понимает и чувствует, что наказан за нарушение общепринятых норм по ведения, испытывает при этом стыд, раскаяние и желание исправиться.

Наказание, рождающее у учащихся массовой школы чувство страха, вызывает у них состояние подавленности и никак не способствует преодолению имеющихся недостатков Такое наказание даже может усугублять неправильное поведение. В условиях вспомогательной школы оно чревато еще большими отрицатель­ными последствиями. Боязнь наказания и обусловленных им по­следствий может вызвать у ученика вспомогательной школы па­тологические нервные процессы, ухудшить его психофизическое состояние, вызвать заторможенность или, наоборот, повышенную возбудимость, спровоцировать аффективные вспышки.

Учащийся массовой школы оказывается в состоянии как то адаптироваться к привычному страху. Иногда ему удается побороть этот страх наказания путем самовнушения Присущая умственно отсталому ребенку слабость регулирующей функции речи и повышенная впечатлительность, как правило, лишают его на званных средств борьбы со страхом перед наказанием. В резуль­тате он отвечает на такое наказание откровенным обманом или открытым унижением в форме вымаливания прощения.

Силу наказания практически измерить очень трудно, так как на разных детей оно оказывает различное влияние Но несомнен­но одно чем выше авторитет педагога в глазах ребенка, чем ближе, откровеннее и теплее отношения между ними, тем выше эффективность даже самого незначительного наказания Иногда бывает достаточно самого незначительного упрека, легкого за­мечания, чтобы вызвать у ребенка острое чувство вины, пережи­вание неудовлетворенности собой.

Учитель и воспитатель в глазах умственно отсталого ребенка имеют почти непререкаемый авторитет. Это открывает широкие возможности для того, чтобы построить свою работу таким образом, чтобы вообще исключить всякие наказания из арсенала средств вспомогательной школы Учителя и воспитатели вспомо­гательных школ могут предупредить такие ситуации, при кото­рых они или коллектив учащихся оказывались бы вынужденны­ми кого-либо наказывать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4