Частные и альтернативные образовательные учреждения.

С 1991 г. в России разрешено открыть частные образо­вательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образова­ния. Для получения разрешения на от­крытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведе­ния о составе педагогического коллектива, справку о сред­ствах на содержание учреждения). По направленности и со­держанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

- привилегированные, в которых за очень высокую пла­ту обеспечивается высокое качество образования;

- для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируют­ся, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведе­ния и деятельности, напряженность ритма образовательно­го учреждения; одаренных детей, которым необходимы осо­бая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массо­вых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-вос­питательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добро­вольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям мож­но отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; меди­ко-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые

вальдорфские школы, по модели которых ра­ботают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антро­пософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие лично­сти ребенка, раскрытие его способностей с помощью осо­бых упражнений. Стержень концепции образования состав­ляют трудовая, художественная, театрализованная виды де­ятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует стро­гая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оце­нок, лишены страха перед отчислением, второгодниче­ством. К работе вальдорфских школ активно привлекают­ся семьи воспитанников. Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Первый детский сад в Москве работал таким образом, что утром из одной комнаты трехкомнатной квартиры многодетной семьи вся мебель переносилась в другие комнаты, чтобы освободить место для занятий, вечером мебель перетаскивали на свое место. Потом многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа “Семейный лад”, открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина не единственный известный мне православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви. Во время освящения школы 8 октября 1990 года, в день памяти св. Сергия Радонежского, о. Артемий сказал: Теперь ваша школа будет находиться под покровительством св. Сергия. С тех пор каждый год 8 октября школа отмечает свои именины.

Перейти на страницу: 1 2 3 4