Научно-популярная книга как тип литературного произведения
На каждом этапе обучения полученные школьником знания не могут быть завершенными. Они нуждаются в дальнейшем развитии. Это развитие идет по вертикали от класса к классу в рамках обязательной программы. Здесь важнейшим источником информации являются учебники. Но учебники не всегда могут полностью обеспечить учебный процесс. В самом деле, учебник не в состоянии отразить особенности природы и хозяйственной деятельности человека всех регионов России. Он не может успеть за развитием науки, так как корректировки вносятся в него один раз в 3-4 года. Учебник не может удовлетворить разнообразные увлечения и интересы. В этих случаях немалую роль играет горизонтальная линия, линия самооборазования, где видное место принадлежит дополнительному чтению научно-художественной и научно-популярной литературы. Научно-популярная и научно-художественная литература постепенно охватывала разные возрастные категории читателей. Немало издано такой литературы и для младшего школьного возраста.
Под влиянием потребностей совершенствовались и жанры. Первоначально для передачи научных сведений стал использоваться научный очерк с довольно академичным языком. Понятно, что такое изложение науки не могло удовлетворить нужды широкого круга читателей, неспециалистов в той или иной области науки. Академичность языка постепенно заменялась популярным изложением. Затем появились справочники, определители, энциклопедии. В последних, в алфавитном порядке раскрывалась основная сущность тех или иных понятий. Из научно-популярного очерка выделились научные произведения, в которые был введен сюжет, действующие лица. Так появился научный рассказ, научная повесть, научно-познавательная сказка. В эту группу, получившую название научно-художественной литературы, были отнесены пословицы, поговорки, природные приметы, загадки. Перечисленные жанры научно-популярной и научно-художественной литературы широко используются для передачи научных знаний и в наши дни.
Но что же такое научно-популярная и научно-художественная литература?
Большая Советская энциклопедия, таким образом, определяет эти типы литературных произведений.
«Научно-популярная литература - произведения о науке, ее творцах, предназначенные для неспециалистов в данной области знаний» (30, с.160).
«Научно-художественная литература - особый род литературы, рассказывающей о науке, научных исследованиях, «драме идей» в науке и судьбах ее реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публицистической и научно-популярной литературы. В отличие от научно-популярной литературы научно-художественная литература обращается преимущественно к человеческой стороне науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к философским истокам и последствиям научных открытий. Она обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью, призвана сочетать «общеинтересность» с научной достоверностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала» (31,с.86).
Научно-популярная и научно-художественная литература является как бы переходной между научной и художественной и представляет собой сложный синтез науки и искусства на педагогической основе.
От художественной литературы она отличается ролью познавательного материала, который в научно-художественной и научно-популярной литературе стоит на первом плане.
Художественная литература - это человековедение. Предметом познания художественной литературы является жизнь общественного человека во всех ее проявлениях. В художественном произведении автор передает не столько определенное содержание, сколько впечатляющий образ в широком смысле этого слова, который является основой эмоционального воздействия на чувства и мышление.
Поэтому художественное произведение должно быть и понятно, и прочувствовано читателем. В научно-популярной литературе на первый план, как правило, выдвигается содержание. Отсюда вытекают и некоторые различия в проявлении культуры чтения. Если при чтении научной и научно-популярной книги на первый план выдвигаются организаторские навыки, то чтение художественной литературы требует определенного эмоционального развития личности, умения чувствовать слово и что «за словом», сопереживать, наслаждаться стилем автора и самим процессом чтения.