Заключение

Проблема формирования и развития у учащихся познавательного интереса яв­ляется одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психо­логов, методистов. Однако многогранность и многозначимость названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов. Про­блему формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы мы рассматриваем как часть общей проблемы развития познавательного интереса, что свидетельствует об ее актуальности. Акту­альность выдвинутой проблемы обусловлена огромным влиянием такой литературы на развитие личности ребенка, с одной стороны, и неразработанностью проблемы, с другой. Последнее подтверждается нашим исследованием состояния теории и прак­тики обучения природоведению в начальной школе. Оно оказалось неудовлетвори­тельным. Нами установлено, что одной из причин такого положения дел является неразработанность соответствующей методики, отвечающей принципам развиваю­щего обучения, как приоритетным в современном начальном образовании. Разработ­ка такой методики и стала целью нашего исследования. В ее основу легло положение о том, что активность в самообразовательной деятельности у учащихся возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешить возникший познавательный интерес. Поэтому мы на­правили свои усилия на разработку методических приемов, которые бы и вызывали такой интерес. В представленном исследовании предложены такие приемы, дана их характеристика, они включены в общеизвестные методические рекомендации к раз­ным формам организации учебного процесса по природоведению. Тем самым опре­делены методические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.

Эффективность предложенной методики доказывалась применением ряда критериев:

1) задаваемость вопросов в связи с прочитанным;

2) повышенный интерес к знаниям, стремление узнать больше, чем опре­делено рамками урока, темы, курса;

3) самостоятельная познавательная поисковая активность учащихся, стрем­ление самому найти выход из проблемы;

4) эмоциональные проявления в познавательном интересе. Проведенное исследование позволило установить:

1. Чтение дополнительной литературы о природе представляет собой осо­бый вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, который на­правлен на их самообразование и саморазвитие.

2. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные воз­можности развития в нем интереса к чтению литературы о природе.

3. Разработанные нами приемы возбуждения интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе, в основе которых лежит субъектная позиция ребенка, доступны младшим школьникам, применимы в различных формах организации учебного процесса по природоведению, легко сочетаются с общественными методическими рекомендациями по этому учебному предмету.

4. Возникший интерес к чтению научно-популярной природоведческой ли­тературы развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс по природоведению приемов, возбуждающих этот интерес, что поддается контролю с помощью специальных теоретически обоснованных критериев.

Таким образом, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что система специальных методических приемов, сочетающихся с общеизвестными методическими рекомендациями по началь­ному природоведению, будет способствовать формированию у младших школь­ников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной лите­ратуры о природе.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех ас­пектов данной проблемы. Так, представляет научный и практический интерес исследование методики формирования у младших школьников интереса к литературе о природе через реализацию межпредметных связей литературного чтения и природоведения. Это помогло бы учителям-практикам в определенной мере компенсировать острый недостаток книг о природе в библиотечных фон­дах. Последнее создавало немалые трудности в нашем исследовании. Посколь­ку научно-популярная и научно-художественная литература имеют немало спе­цифических черт по сравнению с другими видами литературных произведений, то, нам представляется, что есть и определенная специфика в культуре чтения этой литературы. Отсюда вытекает проблема развития у младших школьников культуры чтения научно-популярной и научно-художественной литературы на примере литературы о природе. Мы коснулись, но не ставили задачу исследо­вания методики развития творческих способностей младших школьников сред­ствами научно-популярной и научно-художественной литературы о природе, что также может составить проблему самостоятельного исследования. Предме­том рассмотрения может быть проблема интереса младших школьников к чте­нию научно-популярной литературы о природе и преемственность в естествен­нонаучном образовании.