Заключение
Проблема формирования и развития у учащихся познавательного интереса является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначимость названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов. Проблему формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы мы рассматриваем как часть общей проблемы развития познавательного интереса, что свидетельствует об ее актуальности. Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена огромным влиянием такой литературы на развитие личности ребенка, с одной стороны, и неразработанностью проблемы, с другой. Последнее подтверждается нашим исследованием состояния теории и практики обучения природоведению в начальной школе. Оно оказалось неудовлетворительным. Нами установлено, что одной из причин такого положения дел является неразработанность соответствующей методики, отвечающей принципам развивающего обучения, как приоритетным в современном начальном образовании. Разработка такой методики и стала целью нашего исследования. В ее основу легло положение о том, что активность в самообразовательной деятельности у учащихся возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешить возникший познавательный интерес. Поэтому мы направили свои усилия на разработку методических приемов, которые бы и вызывали такой интерес. В представленном исследовании предложены такие приемы, дана их характеристика, они включены в общеизвестные методические рекомендации к разным формам организации учебного процесса по природоведению. Тем самым определены методические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.
Эффективность предложенной методики доказывалась применением ряда критериев:
1) задаваемость вопросов в связи с прочитанным;
2) повышенный интерес к знаниям, стремление узнать больше, чем определено рамками урока, темы, курса;
3) самостоятельная познавательная поисковая активность учащихся, стремление самому найти выход из проблемы;
4) эмоциональные проявления в познавательном интересе. Проведенное исследование позволило установить:
1. Чтение дополнительной литературы о природе представляет собой особый вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие.
2. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к чтению литературы о природе.
3. Разработанные нами приемы возбуждения интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе, в основе которых лежит субъектная позиция ребенка, доступны младшим школьникам, применимы в различных формах организации учебного процесса по природоведению, легко сочетаются с общественными методическими рекомендациями по этому учебному предмету.
4. Возникший интерес к чтению научно-популярной природоведческой литературы развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс по природоведению приемов, возбуждающих этот интерес, что поддается контролю с помощью специальных теоретически обоснованных критериев.
Таким образом, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что система специальных методических приемов, сочетающихся с общеизвестными методическими рекомендациями по начальному природоведению, будет способствовать формированию у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.
Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов данной проблемы. Так, представляет научный и практический интерес исследование методики формирования у младших школьников интереса к литературе о природе через реализацию межпредметных связей литературного чтения и природоведения. Это помогло бы учителям-практикам в определенной мере компенсировать острый недостаток книг о природе в библиотечных фондах. Последнее создавало немалые трудности в нашем исследовании. Поскольку научно-популярная и научно-художественная литература имеют немало специфических черт по сравнению с другими видами литературных произведений, то, нам представляется, что есть и определенная специфика в культуре чтения этой литературы. Отсюда вытекает проблема развития у младших школьников культуры чтения научно-популярной и научно-художественной литературы на примере литературы о природе. Мы коснулись, но не ставили задачу исследования методики развития творческих способностей младших школьников средствами научно-популярной и научно-художественной литературы о природе, что также может составить проблему самостоятельного исследования. Предметом рассмотрения может быть проблема интереса младших школьников к чтению научно-популярной литературы о природе и преемственность в естественнонаучном образовании.